Цуркан Евгений Геннадьевич
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Культурные вызовы глобальной сети Интернет
Аннотация. Статья посвящена анализу культурных вызовов, являющихся следствием введения в эксплуатацию новой информационной технологии – сети Интернет. Логика, имманентно присутствующая в протокольной структуре Интернета, обуславливает определенные формы творческой активности, которые могут осуществлять пользователи сети. Ключом к адекватному описанию протокольной организации сети является прояснение исторического контекста, в который были вписаны люди, создававшие эти протоколы. Пользователи, встроенные в определенную архитектуру Интернет-коммуникации, своим поведением поощряют некоторые формы творческой активности, в то время как другие формы, ставшие неликвидными в пространстве сети, оказываются на периферии сети. Целью данной работы является диагностика культурных вызовов, которые несет в себе логика сетевой коммуникации. Задачами данной работы являются: прояснение исторического контекста, в который были вписаны люди, создававшие Интернет-протоколы, фундирующие сеть; обнаружение и демонстрация взаимосвязи между протокольной организацией сети и формами коммуникации, установившимися в сети; эмпирическое исследование доминирующих культурных форм, специфичных для цифрового пространства; описание взаимообусловленности таких проблематичных и устойчивых трендов современности, как открытость Интернета, даровость информации, невозможность обеспечения соблюдения авторского права, распространение количественных критериев оценки качества контента, замена экспертного сообщества на «мудрость толпы», разрушение сложившейся культурной иерархии и постоянное ускорение информационного обмена. Методологической основой исследования являются метод исторического анализа, метод эмпирического исследования, цифровой метод анализа культуры создания и использования программного обеспечения, а также элементы контент-анализа и медиа-анализа.
Ключевые слова: Интернет, программное обеспечение, протокольная организация, копирайт, nobrow, мудрость толпы.
DOI: 10.5840/dspl20181450
Благодарности
Публикация подготовлена при поддержке РФФИ № 18–011-00980 «“Социальная эволюция” и “прогресс” как категории номо-тетического познания».
Список литературы:
- Барбрук Р. Интернет-революция / пер. с англ. Е. Мариничевой, Л. Левкович-Маслюка. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. 128 с.
- Бауман З. Индивидуализированное общество / пер с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Логос, 2005. 390 с.
- Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / пер. с фр. С.З. Зенкина. М.: Добросвет, 2009. 387 с.
- Вирно П. Грамматика множества: к анализу форм современной жизни / пер. с итал. А.Г. Петрова. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. 144 с.
- Кастельс М. Галактика Интернет: Размышление об Интернете, бизнесе и обществе / пер. с англ. А. Матвеева под ред. В. Харитонова. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 328 с.
- Кроненберг Д. Употреблено: роман / пер. с англ. Л. Трониной. М.: АСТ: CORPUS, 2015. 416 с.
- Ланир Д. Вы не гаджет. Манифест / пер. с англ. М. Кононенко. М.: Астрель: Corpus, 2011. 320 с.
- Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева. М.: Кучково поле, 2014. 464 с.
- Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч., изд. 2. Т.1. М.: ГИПЛ, 1955. С. 414–429.
- Сибрук Дж. Nobrow. Культура маркетинга. Маркетинг культуры / пер. с англ. В. Козлова. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. 240 с.
- Сонтаг С. Смотрим на чужие страдания / пер. с англ. В. Голышева. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. 96 с.
- Стэндинг Г. Прекариат: новый опасный класс / пер. с англ. Н. Усовой. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. 328 с.
- Фишер М. Капиталистический реализм / пер. с англ. Д. Кралечкина. М.: Ультракультура 2.0, 2010. 144 с.
- Хардт М., Негри А. Множество: война и демократия в эпоху империи / пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Культурная революция, 2006. 559 с.
- Шуровьески Дж. Мудрость толпы. Почему вместе мы умнее, чем поодиночке, и как коллективный разум формирует бизнес, экономику, общество и государство / пер. с англ. В.Н. Логвинова. М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. 304 с.
- Hagstrom W. Gift giving as an organizing principle in science // Science in Context: Readings in the Sociology of Science / ed. by B. Barnes, O. David. Cambridge: MIT Press, 1982. P. 21–34.
- Pariser E. The Filter Bubble: How the New Personalized Web is Changing What We Read and How We Think. London: Penguin, 2011. 304 p.
- Raymond E.S. The Cathedral & the Bazaar. Musings on Linux and Open Source by an Accidental Revolutionary. O’Reilly Media, 2001. 242 p.
- Shirky C. Cognitive Surplus: Creativity and Generosity in a Connected Age. L.: Penguin, 2010. 256 p.
- Zittrain J.L. The Future of the Internet – And How to Stop It. New Haven: Yale University Press, 2008. 342 p.