Цифровизация и развитие информационно-коммуникационных технологий: новые вызовы или обострение старых проблем?

Масланов Евгений Валерьевич
Институт философии РАН

Цифровизация и развитие информационно-коммуникационных технологий: новые вызовы или обострение старых проблем?

Аннотация. Данное исследование посвящено анализу влияния цифровых и новых информационно-коммуникационных технологий на трансформацию идентичности человека, на городскую жизнь, социально-политическую и научную деятельность. На основе применения сравнительного метода при анализе новых цифровых и информационно-коммуникационных технологий делается вывод о том, что их использование приводит как к положительным, так и отрицательным последствиям. В первом случае технологии создают новые возможности для формирования идентичностей, большего включения населения в городскую жизнь, формирования новых социально-политических и научных практик. Во втором случае формирование новых техноцифровых идентичностей приводит к экзистенциальным кризисам и дегуманизации человека; новые практики поиска информации и использования социальных сетей служат формированию информационного кокона и авторитарных режимов, а научное знание перестает быть подконтрольным человеку и его разуму. Эта амбивалентность цифровых технологий заостряет старые проблемы, показывает их принципиальную значимость, но при этом не формирует новой повестки. Инновационным потенциалом обладают не столько сами цифровые и новые информационно-коммуникационные технологии, сколько возможные проекты конструирования новых социокультурных и технологических условий их использования.

Ключевые слова: цифровые технологии, новые информационно-коммуникационные технологии, цифровизация, идентичность, гражданский активизм, наука, интернет

DOI: 10.5840/dspl2019211

Благодарности:

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18–311-00187 «Коммуникационные площадки в сети интернет как «зона обмена»: перспективы и огра-ничения (российский контекст)».

Список литературы:

  1. Асмолов А.Г., Асмолов Г.А. От Мы-медиа к Я-медиа: трансформации идентичности в виртуальном мире // Вопросы психологии. 2009. № 3. С. 3–15.
  2. Баева Л.В. Электронная культура: опыт философского анализа // Вопросы философии. 2013. № 5. С. 75–83.
  3. Алгоритм «Палех»: как нейронные сети помогают поиску Яндекса // Блог Яндекса. 2 ноября 2016. URL: https://yandex.ru/blog/company/algoritm-palekh-kak-neyronnye-seti-pomogayut-poisku-yandeksa (дата обращения: 26.12.2018).
  4. Войскуеский А.Е., Евдокименко А.С., Федунина Н.Ю. Сетевая и реальная идентичность: сравнительное исследование // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 2. С. 92–121.
  5. Гоффман Э. Поведение в публичных местах. Заметки о социальной организации сборищ / пер. с англ. А.М. Корбута. М.: Элементарные формы, 2017. 382 с.
  6. Гуревич П.С. Феномен деантропологизации человека // Вопросы философии. 2009. № 3. С. 19–31.
  7. Душина С.А., Хватова Т.Ю., Николаенко Г.А. Академические интернет-сети: платформа научного обмена или инстаграм для ученых? (На примере Research­Gate) // Социологические исследования. 2018. № 5. С. 121–131. DOI: 10.7868/S0132162518050112.
  8. Завьялова З.С. Ролевые игры в интерактивном чате (русскоязычный дискурс) // Гуманитарная информатика. 2013. Вып 7. С. 79–92.
  9. Кириллов А. Как работает система социального доверия в Китае // ТАСС. 29 МАЯ 2018. URL: https://tass.ru/opinions/5225841 (дата обращения: 21.12.2018).
  10. Кутырев В.А. Они идут… встречайте! (об антропологической инволюции техногенной цивилизации) // Философия хозяйства. 2018. № 1. С. 218–226.
  11. Масланов Е.В. Краудсорсинг в науке: новый элемент научной инфраструктуры // Философия науки и техники. 2018. Т. 23. № 1. С. 141–155. DOI: 10.21146/2413–9084-2018–23-1–141-155.
  12. Морозов Е. Техноненависть: как интернет отучил нас думать / пер. с англ. В. Гончарук. М.: Com­mon place, 2014. 116 с.
  13. Преснякова Л.А. Повседневная мобильность в цифровом городе: стратегии vs тактики // Социология власти. 2015. № 4. С. 93–121.
  14. Принципы работы алгоритмов Google Поиска. URL: https://www.google.com/intl/ru/search/howsearchworks/algorithms/ (дата обращения: 26.12.2018)
  15. Самостиенко Е.В. Dig­i­tal Human­i­ties в русскоязычном контексте: траектория институционализации и механизмы формирования автономных зон // Вестник Вятского государственного университета. 2018. № 4. С. 37–45. DOI: 10.25730/VSU.7606.18.035.
  16. Сизова И.Л., Хусяинов Т.М. Уберизация и формирование сетевой структуры занятости // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2018. № 1. С. 80–88.
  17. Back M.D., Stopfer J.M., Vazire S., Gad­dis S., Schmuk­le S.C., Egloff B., Gosling S.D. Face­book Pro­files Reflect Actu­al Per­son­al­i­ty, Not Self-ide­al­iza­tion // Psy­cho­log­i­cal Sci­ence. 2010. Vol. 21. Iss. 3. P. 372–374. DOI: 10.1177/0956797609360756.
  18. Bar­ber­ousse A., Vorms M. About the War­rants of Com­put­er-Based Empir­i­cal Knowl­edge // Syn­these. 2014. Vol. 191. No. 15. P. 3595–3620. DOI: 10.1007/s11229-014‑0482-6.
  19. Bots­man R. Big Data Meets Big Broth­er as Chi­na Moves to Rate Its Cit­i­zens // Wired. 21 Octo­ber 2017. URL: https://www.wired.co.uk/article/chinese-government-social-credit-score-privacy-invasion (дата обращения: 22.12.2018).
  20. Bren­ton P., von Gav­el S., Vogel E., Lecoq M.-S. Tech­nol­o­gy Infra­struc­ture for Cit­i­zen Sci­ence // Heck­er S., Hak­lay M., Bows­er A., Makuch Z., Vogel J., Bonn A. (eds.). Cit­i­zen Sci­ence: Inno­va­tion in Open Sci­ence, Soci­ety and Pol­i­cy. L.: UCL Press, 2018. P. 63–80.
  21. Buck­els E.E., Trap­nell P.D., Paul­hus D.L. Trolls Just Want to Have Fun // Per­son­al­i­ty and Indi­vid­ual Dif­fer­ences. 2014. Vol. 67. P. 97–102. DOI: 10.1016/j.paid.2014.01.016.
  22. Cook C., Schaaf­s­ma J., Anthe­u­nis M. Under the Bridge: An In-depth Exam­i­na­tion of Online Trolling in the Gam­ing Con­text // New Media & Soci­ety. 2018. Vol. 20. Iss. 9. P. 3323–3340. DOI: 10.1177/1461444817748578.
  23. Davis J.L., Love T.P., Killen G. Seri­ous­ly Fun­ny: The Polit­i­cal Work of Humor on Social Media // New Media & Soci­ety. 2018. Vol. 20. Iss. 10. P. 3898–3916. DOI: 10.1177/1461444818762602.
  24. de Souza e Sil­va A. Loca­tion-aware Mobile Tech­nolo­gies: His­tor­i­cal, Social and Spa­tial Approach­es // Mobile Media & Com­mu­ni­ca­tion. 2013. Vol. 1. Iss. 1. P. 116–121. DOI: 10.1177/2050157912459492.
  25. Dour­ish P., Williams A. Imag­in­ing the City: The Cul­tur­al Dimen­sions of Urban Com­put­ing // Com­put­er. 2006. Vol. 39. Iss. 9. P. 38–43. DOI: 10.1109/MC.2006.313.
  26. Gob­le C. Bet­ter Soft­ware, Bet­ter Research // IEEE Inter­net Com­put­ing. 2014. Vol. 18. Iss. 5. P. 4–8.
  27. Green J.E. The Eyes of the Peo­ple. Democ­ra­cy in an Age of Spec­ta­tor­ship. Oxford: Oxford Uni­ver­si­ty Press. 2010. 296 p.
  28. Heck­er S., Hak­lay M., Bows­er A., Makuch Z., Vogel J., Bonn A. Inno­va­tion in Open Sci­ence, Soci­ety and Pol­i­cy – Set­ting the Agen­da for Cit­i­zen Sci­ence // Heck­er S., Hak­lay M., Bows­er A., Makuch Z., Vogel J., Bonn A. (eds.). Cit­i­zen Sci­ence: Inno­va­tion in Open Sci­ence, Soci­ety and Pol­i­cy. L.: UCL Press, 2018. P. 1–23.
  29. How­i­son J., Herb­sleb J. Sci­en­tif­ic Soft­ware Pro­duc­tion: Incen­tives and Col­lab­o­ra­tion // Pro­ceed­ings of the ACM 2011 Con­fer­ence on Com­put­er Sup­port­ed Coop­er­a­tive Work. N. Y.: ACM, 2011. P. 513–522.
  30. Judith S.D. Iden­ti­ty and Decep­tion in the Vir­tu­al Com­mu­ni­ty // Smith M.A., Kol­lock P. (eds). Com­mu­ni­ties in Cyber­space. L.: Rout­ledge, 2010. P. 27–58.
  31. Keane J. Democ­ra­cy and Media Deca­dence. N. Y.: Cam­bridge Uni­ver­si­ty Press, 2013. 255 p.
  32. Kim B.J., Kavanaugh A.L., Hult K.M. Civic Engage­ment and Inter­net Use in Local Gov­er­nance: Hier­ar­chi­cal Lin­ear Mod­els for Under­stand­ing the Role of Local Com­mu­ni­ty Groups // Admin­is­tra­tion & Soci­ety. 2011. Vol. 43. Iss. 7. P. 807–835. DOI: 10.1177/0095399711413873.
  33. Knieps G. Inter­net of Things and the Eco­nom­ics of Smart Sus­tain­able Cities // Com­pe­ti­tion and Reg­u­la­tion in Net­work Indus­tries. 2017. Vol. 18. Iss. 1–2. P. 115–131. DOI: 10.1177/1783591717736502.
  34. Lup­ton D. Dig­i­tal Soci­ol­o­gy. L.; N. Y.: Rout­ledge, 2014. 236 p.
  35. McGann J. Infor­ma­tion Tech­nol­o­gy and the Trou­bled Human­i­ties // TEXT Tech­nol­o­gy. 2005. Vol. 14. No. 2. P. 105–121.
  36. Moro­zov E. The Net Delu­sion: The Dark Side of Inter­net Free­dom. N. Y.: Pub­lic Affeirs, 2011. 448 p.
  37. Nel­son J.L., Lewis D.A., Lei R. Dig­i­tal Democ­ra­cy in Amer­i­ca: A Look at Civic Engage­ment in an Inter­net Age // Jour­nal­ism & Mass Com­mu­ni­ca­tion Quar­ter­ly. 2017. Vol. 94. Iss. 1. P. 318–334. DOI: 10.1177/1077699016681969.
  38. Pink D. Free Agent Nation: The Future of Work­ing for Your­self. N. Y.: Warn­er Books, 2002. 284 p.
  39. Rosen­gard D., Tuck­er-McLaugh­lin M., Brown T. Stu­dents and Social News: How Col­lege Stu­dents Share News through Social Media // Elec­tron­ic News. 2014. Vol. 8. Iss. 2. P. 120–137. DOI: 10.1177/1931243114546448.
  40. Sia­pera E., Boudourides M., Lenis S., Suit­er J. Refugees and Net­work Publics on Twit­ter: Net­worked Fram­ing, Affect, and Cap­ture // Social Media + Soci­ety. 2018. Vol 4. Iss. 1. URL: https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/2056305118764437 (дата обращения: 26.12.2018).
  41. Symons J., Horner J. Soft­ware Inten­sive Sci­ence // Phi­los­o­phy and Tech­nol­o­gy. 2014. Vol. 27. Iss. 3. P. 461–477. DOI: 10.1007/s13347-014‑0163-x.
  42. Thomp­son E.M. What Makes a City ‘Smart’? // Inter­na­tion­al Jour­nal of Archi­tec­tur­al Com­put­ing. 2016. Vol. 14. Iss. 4. P. 358–371. DOI: 10.1177/1478077116670744.
  43. Well­man B. Study­ing the Inter­net through the Ages // Con­sal­vo M., Ess C. (eds). The Hand­book of Inter­net Stud­ies. Oxford: Wiley-Black­well, 2011. P. 17–23.
  44. Wil­son R.E., Gosling S.D., Gra­ham L.T. A Review of Face­book Research in the Social Sci­ences // Per­spec­tives on Psy­cho­log­i­cal Sci­ence. 2012. Vol. 7. Iss. 3. P. 203–220. DOI: 10.1177/1745691612442904.
  45. Zhang X., Ha L. Time Bud­get, News Search Time Cost, and News Media Choice // Time & Soci­ety. 2015. Vol. 24. Iss. 2. P. 201–220. DOI: 10.1177/0961463X15579579.
  46. Zook M. Crowd-sourc­ing the Smart City: Using Big Geoso­cial Media Met­rics in Urban Gov­er­nance // Big Data & Soci­ety. 2018. Vol. 4. Iss. 1. URL: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/2053951717694384 (дата обращения: 26.12.2018).

Комментарии запрещены.