Образ Орфея в творчестве В. Иванова и М. Бланшо: опыт сопоставительного анализа

Болнова Екатерина Владимировна
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского

Образ Орфея в творчестве В. Иванова и М. Бланшо:
опыт сопоставительного анализа

Аннотация. Рассматриваются типологические связи образа Орфея в философских, литературоведческих и критических статьях русского символиста Вяч. Иванова и французского поэта и философа М. Бланшо. С помощью биографического, культурно-исторического, историко-типологического и мифологического методов устанавливаются моменты принципиального сходства, связанные с восприятием Орфея в качестве идеального воплощения творческого человека. Несмотря на то, что конкретные имена не совпадают (для Иванова таким идеальным воплощением оказывается Скрябин, для Бланшо – Рильке), принципиальное сходство подходов русского и французского мыслителей к данному вопросу позволяет рассматривать обе значимые для искусства фигуры в одном ряду. Особое внимание уделяется интерпретации обоими авторами кульминационного момента мифа, связанного с оглядкой Орфея на Эвридику. Фиксируются, однако, не только точки пересечения мировоззрения Иванова и Бланшо, но и моменты принципиального различия в восприятии образа мифологического героя. Наиболее важным все же оказывается выявление общности явлений, связанной с глубинным совпадением некоторых аспектов философских концепций названных авторов, что демонстрирует их типологическую связь. Так, Орфей, в восприятии Иванова и Бланшо, – фигура, наделенная двойственностью. Именно это позволяет ему не просто создавать искусство, но преобразовывать действительность. В статье доказывается несомненное типологическое сходство в трактовке образа Орфея Ивановым и Бланшо, что обусловлено общей направленностью (свойственной представителям модернистской европейской культуры, к которой принадлежат оба писателя и мыслителя) на осмысление ключевых понятий культуры с опорой на антологическое наследие.

Ключевые слова: Орфей, Эвридика, Вяч. Иванов, М. Бланшо, символизм, мифопоэтика, мифотворчество

DOI: 10.5840/dspl20203221

Список литературы:

  1. Азадовский К. М. Вяч. Иванов и Рильке: два ракурса // Русская литература. 2006. № 3. С. 115–127
  2. Азадовский К. М. Райнер Мария Рильке и Александр Блок // Русская литература. 1991. № 2. С. 144–151.
  3. Азарова Н. М. Конвергенция философского и поэтического текстов XX-XXI вв. автореф. дисс. … докт. филолог. наук. М., 2010. 47 с.
  4. Асоян А. А. Семиотика мифа об Орфее и Эвридике. Спб.: Алтейя, 2015. 136 с.
  5. Белова Д. Н. Орфический дискурс Р.М. Рильке и русских символистов: контактные и типологические связи // Вестник ТГПУ. 2010. Т. 98. Вып.8. С. 65–69.
  6. Бланшо М. Пространство литературы / пер. с франц. Б.В. Дубина и др. М.: Логос, 2002. 288 с.
  7. Брюсов В. Собр. соч. в 7 т. Т. 1. М.: Художественная литература, 1973. 720 с.
  8. Иванов В. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 1, 3. Брюссель, 1971–1984. (1971. 872 с.; 1979. 896 с.).
  9. Махов А. Е. Вечная женственность // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М.: Интелвак, 2001. 1600 с.
  10. Blan­chot M., Hol­land M. The homage to Debussy at the Théâtre des Champ­sÉlysées // Ange­la­ki-jour­nal of the the­o­ret­i­cal human­i­ties. 2018. Vol. 23. No. 3. P. 10–13.

Комментарии запрещены.