Аксиология хаоса в контексте теоретической этики

Канунов Антон Евгеньевич
Российский федеральный ядерный центр – Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики

Аксиология хаоса в контексте теоретической этики

Аннотация. Цель статьи состоит в актуализации понятия «хаос», эксплицируемого в контексте теоретической этики, а также исследовании его связи с феноменом морального поступка. Статья состоит из трех частей. В первой части сформулирована исследовательская задача. Автор исходит из утверждения, поддерживаемого некоторыми исследователями, согласно которому человек является открытой, синергетической и сильно неравновесной системой, обладающей диссипативной структурой поведения. Вторая часть посвящена рассмотрению оппозиции «хаос – космос», в которой в силу бинарной логики хаос наделяется исключительно негатив-ным смыслом в отличие от космоса. Такая интерпретация связана, прежде всего, с доминированием в классическом рациона-лизме и соответствующем типе мировосприятия механической системности и линейного детерминизма. Принципы неклассической диалектики способствуют разрушению этой бинарной оппозиции и определяют хаос как важнейший компонент раз-вития систем любой природы. Третья часть посвящена рассмотрению свойств хаотических систем в их концептуальном и функциональном отношении со свойствами поступ-ка как сердцевины этического. При этом внутренняя структура поступка представлена как сложное чередование самоорганизации (выстраивание порядка из хаоса) и хаотизации (возникновение хаоса из порядка). Такой подход в этике предполагает «включение» новых, сложных явлений в предмет ее изучения, учитывает неоднородность этического пространства и принципиальную сложность субъекта морали, отражаемую, прежде всего, в поступке.

Ключевые слова: хаос, детерминированный хаос, теория хаоса, нелинейность, самоорганизация, синергетика, свобода, этика, мораль, поступок

DOI: 10.32326/2618–9267–2022–5–1–80–96

Список литературы:

  1. Афанасьева В. В. Детерминированный хаос: феноменологическо-онтологический анализ. Дис. … д-ра филос. наук. Саратов: СГУ им. Н. Г. Чернышевского., 2002. 353 с.
  2. Афанасьева В. В. Нелинейная диалектика // Известия Саратовского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2014. Т. 14. Вып. 3. С. 5−9.
  3. Ахутин А. В. Античные начала философии. СПб.: Наука, 2007. 784 с.
    Бердяев, 2019 – Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского. М.: Академический проект, 2019. 560 с.
  4. Гусейнов А. А. Сослагательное наклонение морали // Вопросы философии. 2001. № 5. С. 3–33.
  5. Зубец О. П. Предпочтение жизни самого себя // Мораль: разнообразие понятий и смыслов; под ред. О. П. Зубец. М.: Альфа-М, 2014. С. 174–200.
  6. Зубец О. П. Об этическом смысле понятия ἀρχή // Этическая мысль. 2019. Т. 19. № 1. С. 49–62.
  7. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика: Нелинейность времени и ландшафты коэволюции. М.: КомКнига, 2007. 272 с.
  8. Кулик А. В. Взаимосвязь понятий «хаос» и «зло» в истории философской мысли // Вестник РУДН. Серия: Философия. 2014. № 2. С. 58–65.
  9. Можейко М. А. От «этики кодекса» (и) к «этике творчества»: трансформация нравственного сознания в современной культуре // Живая этика и наука. 2008. № 1. С. 260–303.
  10. Назаров В. Н. Вероятностная модель этики в контексте неклассической рациональности (лексикографический аспект) // Мораль в современном мире и проблемы российской этики; под ред. Б. И. Пружинина. М.; СПб.: ЦГИ Принт, 2017. С. 116–127.
  11. Нижников С. А. Древнегреческая метафизика: генезис и классика. М.: Инфра-М, 2014. 216 с.
  12. Павлов А. П., Павлов П. А. Онтология социального хаоса // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 8(58). С. 136–139.
  13. Платонов Р. С. Проблема универсальности суждений в этике Аристотеля // Универсальность в морали; под ред. Р. Г. Апресяна. М.: Садра, 2021. С. 28−53.
  14. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой / пер. с англ. Ю. А. Данилова. М.: Прогресс, 1986. 432 с.
  15. Пружинин Б. И., Апресян Р. Г., Артемьева О. В., Бакштановский В. И., Гаджикурбанов А. Г., Гусейнов А. А., Зубец О. П., Кашников Б. Н., Назаров В. Н., Перов В. Ю., Прокофьев А. В., Разин А. В., Шохин В. К., Юдин Б. Г. Мораль в современном мире и проблемы российской этики. Материалы конференции – «круглого стола» // Вопросы философии. 2017. № 10. С. 5–46.
  16. Скрипник А. П. Через моральную ответственность к свободе воли? // Регионология. 2012. № 4(81). С. 215–217.
  17. Тульчинский Г. Л. Философия поступка. Самоопределение личности в современном обществе. СПб: Алетейя, 2020. 826 с.
  18. Чернавский Д. С. Синергетика и информация: Динамическая теория информации. М.: ЛЕНАНД, 2017. 304 с.
  19. Bate­man C. Chaos Ethics. Win­ches­ter; Wash­ing­ton: Zero Books, 2014. 438 p.
  20. Brown W. S. Cor­po­rate ethics ini­tia­tives as change man­age­ment: lessons from complexity/chaos the­o­ry // Inter­na­tion­al Jour­nal of Man­age­ment Con­cepts and Phi­los­o­phy. 2008. Vol. 3. No. 1. P. 82−91.
  21. Don­aj Ł. Deter­min­is­tic chaos the­o­ry and fore­cast­ing in Social Sci­ences. Con­tri­bu­tion to the dis­cus­sion // Przegląd Poli­to­log­iczny. 2018. No. 1. P. 21–48.
  22. Gregersen H., Sail­er L. Chaos the­o­ry and its impli­ca­tions for social sci­ence research // Human Rela­tion. 1993. Vol. 46. No. 7. P. 777–802.
  23. Hak­en H. Advanced Syn­er­get­ics: Insta­bil­i­ty Hier­ar­chies of Self-Orga­niz­ing Sys­tems and Devices. Berlin; Hiedel­berg; N. Y., Tokyo: Springer Ver­lag, 1983. 371 p.
  24. Holmes B. Gre­co-Roman ethics and the nat­u­ral­is­tic fan­ta­sy // Isis. 2014. No. 105. P. 569–578.
  25. McKen­na R. J., Mar­tin-Smith B. Deci­sion mak­ing as a sim­pli­fi­ca­tion process: new con­cep­tu­al per­spec­tives // Man­age­ment Deci­sion. 2005. Vol. 43. No. 6. P. 821–836.
  26. Ricoeur P. The Sym­bol­ism of Evil. Boston: Bea­con press, 1969. 362 p.
  27. Slatkin L. Mea­sur­ing author­i­ty, author­i­ta­tive mea­sures: Hesiod’s Works and Days // The Moral Author­i­ty of Nature / ed. L. Das­ton and F. Vidal. Chica­go: Univ. Chica­go Press, 1995. P. 21–49.
  28. Theo­dos­siou E., Man­tarakis P., Dim­itri­je­vic M. S., Man­i­ma­n­is V. N., Danezis E. From the infin­i­ty (Ape­iron) of Anax­i­man­der in Ancient Greece to the the­o­ry of Infi­nite Uni­vers­es in mod­ern cos­mol­o­gy // Astro­nom­i­cal and Astro­phys­i­cal Trans­ac­tions. 2011. Vol. 27. No. 1. P. 162–176.
  29. Tsa­likis J. Can we act eth­i­cal­ly? Impli­ca­tions of deter­min­ism, Chaos The­o­ry and unin­tend­ed con­se­quences // Busi­ness Ethics and Lead­er­ship. 2018. Vol. 2. No. 2. P. 6–13.
  30. Vohs K. D., Baumeis­ter R. F. Addic­tion and free will // Addic­tion Research and The­o­ry. 2009. Vol. 17. No. 3. P. 231–235

Комментарии запрещены.