Антиутопия в Интернете: что нового мемы дали жанру?

Дыдров Артур Александрович 
Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)

Антиутопия в Интернете: что нового мемы дали жанру?

Аннотация. Статья посвящена сравнительно новой форме репрезентации антиутопии в Интернет-мемах. Наряду с традиционными формами – литературой, кинематографом, музыкой и изобразительным искусством – мемы стре-мительно завоевывают популярность среди аудиторий различных возрастов и социальных статусов. Эмпирическое исследование с последующим применением семиотического подхода дали основание для утверждения, что мем-культура беспрецедентно по-влияла на антиутопию. Это влияние обусловлено сопряжением вербального знакового комплекса с особым иконическим со-общением (фотографией). Наряду с «абстрактными» мемами на антиутопическую тематику можно выделить класс мемов, непосредственно маркирующих реалии, конкретные вещи, локации, способы обустройства быта как антиутопию. Вследствие этого факта повседневность получила целый комплекс негативных коннотаций, устойчиво связанных с антиутопией («ужас», «страх», «беспросветность», «зомбирование», тотальная деградация» и др.). Интернет-мемы способствовали возникновению критическо-го заряда, прямо воздействующего на со-знание человека, без дополнительных пре-град в виде аллюзий и аллегорий. Автор придерживается позиции, согласно которой мем представляет собой знаковый комплекс (и в том числе комплекс из означающих раз-личных видов), а не «элементарную» или «атомарную» структуру. Из этого вытекает, что мем не следует считать «примитивной» формой репрезентации, в сравнении с тра-диционными и уже обозначенными формами.

Ключевые слова: данные, цифровизация, цивилизация, власть, цифровые отношения

DOI: 10.32326/2618–9267–2022–5–1–6–13

Список литературы:

  1. Артамонов Д. С., Тихонова С. В. Меминг в политике памяти России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2018. Т. 18. №. 4. С. 450–457.
  2. Барт Р. Cam­era Luci­da. Комментарий к фотографии. М.: «Ад Маргинем Пресс», 2011. 272 с.
  3. Бибихин В. В. Философия и техника. URL: http://bibikhin.ru/filosofiya_i_tehnika (дата обращения: 17.01.2022)
  4. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М: Добросвет, 2000. 387 с.
  5. Докинз Р. Эгоистичный ген. URL: https://mybook.ru/author/richard-dokinz/egoistichnyj-gen/read/ (дата обращения: 13.03.2022).
  6. Рыжков К. Л. Классификация интернет-мемов в реалиях 2021 года // Культура и искусство. 2021. № 9. С. 18–28.
  7. Рыльская Т. П., Рыльский Г. В. Образная сфера русских лубочных картинок // Общество: философия, история, культура. 2011. № 1–2. С. 143–145.
  8. Fou­cault M. Niet­zsche, Freud, Marx / M. Fou­cault. Aes­thet­ics, Method, and Epis­te­mol­o­gy / ed. by J.D. Faubion. N. Y.: The New York Press, 1998. P. 269–278. URL: https://monoskop.org/images/7/7f/Foucault_Michel_1967_1998_Nietzsche_Freud_Marx.pdf (дата обращения: 17.01.2022).
  9. Shif­man L. Memes in a dig­i­tal world: Rec­on­cil­ing with a con­cep­tu­al trou­ble­mak­er // Jour­nal of Com­put­er-Medi­at­ed Com­mu­ni­ca­tion. 2013. Vol. 18. Is. 3. P. 362–377.
  10. Wig­gins B. E., Bow­ers G. B. Memes as genre: A struc­tura­tional analy­sis of the memescape // New Media and Soci­ety. 2015. Vol. 17. Is. 11. P. 1886–1906.

Комментарии запрещены.