Дыдров Артур Александрович
Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)
Дисперсия антиутопии: крушение монументов
Аннотация. В статье фиксируются ответы на принципи-альные замечания, высказанные авторами реплик по поводу публикации А. А. Дыдрова «Антиутопия в Интернете: что нового мемы дали жанру?». Объектом критической аналитики преимущественно стали мемы как актуальная форма репрезентации анти-утопии и современный феномен культуры и коммуникации в целом. Стоит отметить, что антиутопия как предмет обозначенной публикации практически не обсуждается авторами. В репликах осуществляется дескрипция языка цифровой эпохи и конкретных языковых форматов, в числе которых мемы имеют титульное положение. Анализ содержания критики дает основание утверждать, что среди специалистов в области социально-гуманитарных наук нет единого мнения ни на счет определения мема, ни на счет оценки его культурного потенциала. В репликах прямо фиксируются контрадикторные высказывания и дискуссионные идеи (главным образом, они касаются темы мифологизации), многие из которых, несомненно, могут стать отправной точкой для дальнейших исследований не только в области «меметики», но и в сферах digital studies, цифровой антропологии, культурологии и т. д. Автор благодарит всех коллег, написавших развернутые комментарии, за свежие и продуктивные идеи.
Ключевые слова: мем, антиутопия, мифология, язык, цифровая эпоха
DOI: 10.32326/2618–9267–2022–5–1–65–69
Список литературы:
- Делез Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения. Екатеринбург: У-Фактория; М.: Астрель, 2010. 895 с.
- Ницше Ф. Несвоевременные размышления. Из наследия 1872–1873 гг. М.: Культурная революция, 2014. 480 с.
- Переломов Л. С. Конфуций: “Лунь Юй”. М.: “Восточная литература” РАН, 1998. 588 с.
- Cannizzaro S. Internet memes as internet signs: A semiotic view of digital culture // Sign Systems Studies. 2016. Vol. 44. Is. 4. P. 562–586.
- Nowak J. Internet meme as meaningful discourse: Towards a theory of multiparticipant popular online content // Central European Journal of Communication. 2016. Vol. 9. Is. 1. P. 73–89.