Парилов Олег Викторович
Приволжский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»
Формирование позднестоической и раннехристианской антропологии во взаимном влиянии
Аннотация. Цель статьи – исследование взаимного влияния антропологических идей римского стоицизма и раннего христианства. Задачи – выявление общего и особенного в антропологических установках стоиков и христиан, рассмотрение актуальности данных установок. Методологическую базу статьи составили методы: герменевтический (авторская интерпретация иностранных текстов), сравнительно-исторический, единства исторического и логического, анализ, синтез, аналогия. Позднестоическая и христианская антропологии обнаруживают глубокое родство, явившееся результатом колоссального влияния стоицизма на формирование христианской доктрины и неосознанного восприятия стоиками христианских взглядов на человека. Общим для христиан и римских стоиков была обращенность исключительно к внутреннему миру, поиск гармоничного бытия в своей душе. Это актуально для современной постиндустриальной эпохи, абсолютизировавшей ложную установку Нового времени – ставить внутреннюю гармонию и счастье в прямую зависимость от внешних факторов. Непреходящее значение римских стоиков и христиан – в утверждении человека как существа биосоциального, телесно- душевно-духовного с доминантой божественной по природе духовной составляющей (что заложило фундамент христианского аскетизма). Этот подход актуален в связи с современной установкой на тотальную цифровизацию, создающую угрозу перемещения человека в целиком искусственную среду. Для обоих течений центральной была идея внутренней духовной свободы, что также значимо для современного постмодернистского мира, доводящего до крайности идею внешних свобод (полное раскрепощение) и усугубляющего ситуацию «бегства» от внутренней свободы. Жизнь человека римскими стоиками и христианами прочитывается в контексте монотеистического провиденциализма, утверждающего принцип взаимной направленности благой Божественной и свободной человеческой воль. Этический кодекс римских стоиков практически конгениален христианскому и отличается от этики древней и средней стои. Совместное утверждение стоиками и христианами вечных этических принципов особенно актуально в современную эпоху постмодернистской деконструкции «больших» идеологий, морального, мировоззренческого релятивизма, мимикрирующего под толерантность.
Ключевые слова: римский стоицизм, раннее христианство, сущность и путь человека, свобода
DOI: 10.32326/2618–9267–2022–5–1–97–112
Список литературы:
- Беседы Эпиктета / изд. подгот. Г. А. Таронян. М.: Ладомир, 1997. 312 с.
Гюйо, 2007 – Гюйо Ж. М. Стоицизм и христианство: Эпиктет, Марк Аврелий и Паскаль / пер. с фр. И. Нахамкис, М. Энгельгардт. Изд. 2-е. М.: Издательство ЛКИ, 2007. 112 с. - Кочеров С. Н. Римский стоицизм как соединение этической теории и моральной практики // Этическая мысль. 2016. Т. 16. № 1. С. 31–45.
- Кошеленко Г. А., Маринович Л. П. Рождение стоической философии // Эпиктет. Беседы Эпиктета. М.: Ладомир, 1997. С. 5–38.
- Марк Аврелий. Наедине с собой / пер. с греч. С. М. Роговин. СПб.: Кристалл, 1999. 445 с.
- Ранние Отцы Церкви. Антология / пер с франц. П. Преображенский. Брюссель: Жизнь с Богом, 1988. 734 с.
- Ренан Э. Марк Аврелий и конец античности. М.: Терра, 1991. 347 с.
- Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий / сост. В. В. Сапов. М.: Республика, 1995. 462 с.
- Тертуллиан и его творения / пер. с лат. К. М. Мазурин. М.: Университетская типография, 1892. 356 с.
- Тыжков А. Я. Эпиктет, Симпликий и стоическая философия // Эпиктет. Энхиридион (Краткое руководство к нравственной жизни); Симпликий. Комментарий на «Энхиридион» Эпиктета. СПб.: Владимир Даль» 2012. С. 5–53.
- Фромм Э. Бегство от свободы / пер. с англ. Г. Ф. Швейник. М.: Прогресс, 1990. 269 с.
- Худякова А. С. Человек и бог в учении Эпиктета // Исследования молодых ученых / Под ред. И.Г. Ахметова и др. Казань: Молодой ученый, 2020. С. 61–62.
- Эпиктет. Энхиридион (Краткое руководство к нравственной жизни); Симпликий. Комментарий на «Энхиридион» Эпиктета. СПб.: Владимир Даль, 2012. 399 с.
- Arnold E. V. Roman Stoicism. London: Cambridge University Press, 1911. 468 p.
- Berry Р. The Correspondence between Paul and Seneca A.D. Lewiston: E. Mellen Press, 1999. 160 p.
- Harris S. L., Platzner R. L. The Old Testament: An Introduction to the Hebrew Bible. N. Y.: McGraw-Hill, 2008. P. 57–65.
- Huttunen N. Stoic law in Paul // Stoicism in Early Christianity / ed. by T. Rasimus, T. Engberg-Pedersen, I. Dunderberg. Grand Rapids: Baker Academic, 2010. P. 39–58.
- Malherbe A. J. Paul and the Popular Philosophers. Minneapolis: Fortress, 1989. 192 p.
- Meeks W. A. The First Urban Christians: The Social World of the Apostle Paul / 2nd ed. New Haven: Yale, 2003. P. 32–50.
- Mueller M. The Stoic Roots of Christian Asceticism and Modern Psychotherapy: Similarities and Differences. Minnesota: University of St. Thomas, 2018. 96 p.
- Oldfather W. Introduction // Epictetus. The Discourses as reported bу Arrian, the Manual, and Fragments / transl. bуW. А. Oldfather. In two volumes. Vol. 1., L.: Cambridge (Mass), 1979. P. 3–44.
- Robertson D. “St. Paul on Stoicism: From the Acts of the Apostles,” How to Think Like a Roman Emperor. 10.11.2012. URL: https://donaldrobertson.name/2012/11/10/st-paul-on-stoicism-from-the-acts-of-the-apostles/ (дата обращения: 28.01.2022).
- Thorsteinsson R. M. Roman Christianity and Roman Stoicism: A Comparative Study of Ancient Morality. N. Y.: Oxford University Press, 2010. P. 105–116; 117–134.