Формирование позднестоической и раннехристианской антропологии во взаимном влиянии

Парилов Олег Викторович
Приволжский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»

Формирование позднестоической и раннехристианской антропологии во взаимном влиянии

Аннотация. Цель статьи – исследование взаимного влияния антропологических идей римского стоицизма и раннего христианства. Задачи – выявление общего и особенного в антропологических установках стоиков и христиан, рассмотрение актуальности данных установок. Методологическую базу статьи составили методы: герменевтический (авторская интерпретация иностранных текстов), сравнительно-исторический, единства исторического и логического, анализ, синтез, аналогия. Позднестоическая и христианская антропологии обнаруживают глубокое родство, явившееся результатом колоссального влияния стоицизма на формирование христианской доктрины и неосознанного восприятия стоиками христианских взглядов на человека. Общим для христиан и римских стоиков была обращенность исключительно к внутреннему миру, поиск гармоничного бытия в своей душе. Это актуально для современной постиндустриальной эпохи, абсолютизировавшей ложную установку Нового времени – ставить внутреннюю гармонию и счастье в прямую зависимость от внешних факторов. Непреходящее значение римских стоиков и христиан – в утверждении человека как существа биосоциального, телесно- душевно-духовного с доминантой божественной по природе духовной составляющей (что заложило фундамент христианского аскетизма). Этот подход актуален в связи с современной установкой на тотальную цифровизацию, создающую угрозу перемещения человека в целиком искусственную среду. Для обоих течений центральной была идея внутренней духовной свободы, что также значимо для современного постмодернистского мира, доводящего до крайности идею внешних свобод (полное раскрепощение) и усугубляющего ситуацию «бегства» от внутренней свободы. Жизнь человека римскими стоиками и христианами прочитывается в контексте монотеистического провиденциализма, утверждающего принцип взаимной направленности благой Божественной и свободной человеческой воль. Этический кодекс римских стоиков практически конгениален христианскому и отличается от этики древней и средней стои. Совместное утверждение стоиками и христианами вечных этических принципов особенно актуально в современную эпоху постмодернистской деконструкции «больших» идеологий, морального, мировоззренческого релятивизма, мимикрирующего под толерантность.

Ключевые слова: римский стоицизм, раннее христианство, сущность и путь человека, свобода

DOI: 10.32326/2618–9267–2022–5–1–97–112

Список литературы:

  1. Беседы Эпиктета / изд. подгот. Г. А. Таронян. М.: Ладомир, 1997. 312 с.
    Гюйо, 2007 – Гюйо Ж. М. Стоицизм и христианство: Эпиктет, Марк Аврелий и Паскаль / пер. с фр. И. Нахамкис, М. Энгельгардт. Изд. 2-е. М.: Издательство ЛКИ, 2007. 112 с.
  2. Кочеров С. Н. Римский стоицизм как соединение этической теории и моральной практики // Этическая мысль. 2016. Т. 16. № 1. С. 31–45.
  3. Кошеленко Г. А., Маринович Л. П. Рождение стоической философии // Эпиктет. Беседы Эпиктета. М.: Ладомир, 1997. С. 5–38.
  4. Марк Аврелий. Наедине с собой / пер. с греч. С. М. Роговин. СПб.: Кристалл, 1999. 445 с.
  5. Ранние Отцы Церкви. Антология / пер с франц. П. Преображенский. Брюссель: Жизнь с Богом, 1988. 734 с.
  6. Ренан Э. Марк Аврелий и конец античности. М.: Терра, 1991. 347 с.
  7. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий / сост. В. В. Сапов. М.: Республика, 1995. 462 с.
  8. Тертуллиан и его творения / пер. с лат. К. М. Мазурин. М.: Университетская типография, 1892. 356 с.
  9. Тыжков А. Я. Эпиктет, Симпликий и стоическая философия // Эпиктет. Энхиридион (Краткое руководство к нравственной жизни); Симпликий. Комментарий на «Энхиридион» Эпиктета. СПб.: Владимир Даль» 2012. С. 5–53.
  10. Фромм Э. Бегство от свободы / пер. с англ. Г. Ф. Швейник. М.: Прогресс, 1990. 269 с.
  11. Худякова А. С. Человек и бог в учении Эпиктета // Исследования молодых ученых / Под ред. И.Г. Ахметова и др. Казань: Молодой ученый, 2020. С. 61–62.
  12. Эпиктет. Энхиридион (Краткое руководство к нравственной жизни); Симпликий. Комментарий на «Энхиридион» Эпиктета. СПб.: Владимир Даль, 2012. 399 с.
  13. Arnold E. V. Roman Sto­icism. Lon­don: Cam­bridge Uni­ver­si­ty Press, 1911. 468 p.
  14. Berry Р. The Cor­re­spon­dence between Paul and Seneca A.D. Lewis­ton: E. Mellen Press, 1999. 160 p.
  15. Har­ris S. L., Platzn­er R. L. The Old Tes­ta­ment: An Intro­duc­tion to the Hebrew Bible. N. Y.: McGraw-Hill, 2008. P. 57–65.
  16. Hut­tunen N. Sto­ic law in Paul // Sto­icism in Ear­ly Chris­tian­i­ty / ed. by T. Rasimus, T. Eng­berg-Ped­er­sen, I. Dun­der­berg. Grand Rapids: Bak­er Aca­d­e­m­ic, 2010. P. 39–58.
  17. Mal­herbe A. J. Paul and the Pop­u­lar Philoso­phers. Min­neapo­lis: Fortress, 1989. 192 p.
  18. Meeks W. A. The First Urban Chris­tians: The Social World of the Apos­tle Paul / 2nd ed. New Haven: Yale, 2003. P. 32–50.
  19. Mueller M. The Sto­ic Roots of Chris­t­ian Asceti­cism and Mod­ern Psy­chother­a­py: Sim­i­lar­i­ties and Dif­fer­ences. Min­neso­ta: Uni­ver­si­ty of St. Thomas, 2018. 96 p.
  20. Old­fa­ther W. Intro­duc­tion // Epicte­tus. The Dis­cours­es as report­ed bу Arri­an, the Man­u­al, and Frag­ments / transl. bуW. А. Old­fa­ther. In two vol­umes. Vol. 1., L.: Cam­bridge (Mass), 1979. P. 3–44.
  21. Robert­son D. “St. Paul on Sto­icism: From the Acts of the Apos­tles,” How to Think Like a Roman Emper­or. 10.11.2012. URL: https://donaldrobertson.name/2012/11/10/st-paul-on-stoicism-from-the-acts-of-the-apostles/ (дата обращения: 28.01.2022).
  22. Thorsteins­son R. M. Roman Chris­tian­i­ty and Roman Sto­icism: A Com­par­a­tive Study of Ancient Moral­i­ty. N. Y.: Oxford Uni­ver­si­ty Press, 2010. P. 105–116; 117–134.

Комментарии запрещены.