Мем-контент как инструмент социального мышления

Тихонова Софья Владимировна
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Мем-контент как инструмент социального мышления

Аннотация. Статья посвящена специфике интернет-мемов, позволяющей им выступать в качестве инструмента социального мышления. Отталкиваясь от идеи А.А. Дыдрова о том, что интернет-мемы способны репрезентировать антиутопии, автор, во-первых, рассматривает пригодность мем-контента к отражению сложного содержания антиутопий, сформировавшихся как макро-нарративы культуры печатной книги и кине-матографа, во-вторых, оценивает возможно-сти критической социальной рефлексии в процессе диффузии интернет-мемов, корректирующей их форму. Социальная когнитивность мема, понимаемая как способность формирования коллективных оценок соци-альных событий, может усиливаться его эластичностью, гибким сочетанием состав-ных элементов его медиатекста, отсылающих через различные риторические прие-мы к объемному содержанию, внешнему для мема. Процессы диффузии популярных интернет-мемов, включающих сон и пробуждение «спящих красавиц», обеспечивают время для пересборки мема через отсылки к глобальным и локальным контекстам, повышая его критический потенциал. Разнообразие контекстов социальных медиа и распределение пересборки по трансляторам и модификаторам приводят к уточнению содержания антиутопических мемов. Таким образом мем-контент может быть рассмотрен как процесс коллективно-го мышления о социуме, отрабатывающий осмысление рутинизации новых технологий в семиотических кодах антиутопий.

Ключевые слова: социальное мышление, утопическое мышление, антиутопия, мем, мем-контент, структура мема, диффузия мема

DOI: 10.32326/2618–9267–2022–5–1–57–64

Список литературы:

  1. Шомова С. А. Мем-летописец: репрезентация новостной повестки дня пандемии в меметическом контенте Рунета // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 5. C. 392–424. doi: 10.14515/monitoring.2021.5.1977.
  2. Brodie R. Virus of the Mind: The New Sci­ence of the Meme. L.: Hay House, Inc, 2009. 249 p.
  3. Kalin­in S., Arta­monov D., Medvede­va E., Tikhono­va S., Turk­i­na V. Data-visu­al­iz­ing lan­guage UML and meta­lan­guage USC for his­tor­i­cal memes stud­ies // Pro­ceed­ings of the Inter­na­tion­al Con­fer­ence «Human­i­ty in the Era of Uncer­tain­ty» (ICHEU 2021), Series: Euro­pean Pro­ceed­ings of Social and Behav­iour­al Sci­ences. Sama­ra State Tech­ni­cal Uni­ver­si­ty, Sama­ra, Rus­sia, 2021. P. 556–568. doi: 10.15405/epsbs.2021.12.02.67.
  4. Li J. Cita­tion curves of «all-ele­ments-sleep­ing-beau­tie»: «flash in the pa» first and then «delayed recog­ni­tion» // Sci­en­to­met­rics. 2013. Vol. 100. P. 595–601. doi: 10.1007/s11192-013‑1217-z.
  5. Raan A. F. J. van. Sleep­ing Beau­ties in sci­ence // Sci­en­to­met­rics. 2004. Vol. 59. No. 3. P. 467–472. doi: 10.1023/B:SCIE.0000018543.82441.f1.
  6. Shif­man L. Memes in Dig­i­tal Cul­ture. Cam­bridge, MA: MIT Press, 2013. 216 p.
  7. Tsur O., Rap­poport A. Don’t let me be #mis­un­der­stood: Lin­guis­ti­cal­ly moti­vat­ed algo­rithm for pre­dict­ing the pop­u­lar­i­ty of tex­tu­al memes // Pro­ceed­ings of the Ninth Inter­na­tion­al AAAI Con­fer­ence on Web and Social Media. Uni­ver­si­ty of Oxford, Oxford, UK, May 26–29, 2015. Palo Alto, Cal­i­for­nia: The AAAI Press, 2015. P. 426–435.
  8. Zhang L., Xu K., Zhao J. Sleep­ing beau­ties in meme dif­fu­sion // Sci­en­to­met­rics. 2017. Vol. 112. No. 1. P. 383–402. doi: 10.1007/s11192-017‑2390-2.

Комментарии запрещены.