Тихонова Софья Владимировна
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Мем-контент как инструмент социального мышления
Аннотация. Статья посвящена специфике интернет-мемов, позволяющей им выступать в качестве инструмента социального мышления. Отталкиваясь от идеи А.А. Дыдрова о том, что интернет-мемы способны репрезентировать антиутопии, автор, во-первых, рассматривает пригодность мем-контента к отражению сложного содержания антиутопий, сформировавшихся как макро-нарративы культуры печатной книги и кине-матографа, во-вторых, оценивает возможно-сти критической социальной рефлексии в процессе диффузии интернет-мемов, корректирующей их форму. Социальная когнитивность мема, понимаемая как способность формирования коллективных оценок соци-альных событий, может усиливаться его эластичностью, гибким сочетанием состав-ных элементов его медиатекста, отсылающих через различные риторические прие-мы к объемному содержанию, внешнему для мема. Процессы диффузии популярных интернет-мемов, включающих сон и пробуждение «спящих красавиц», обеспечивают время для пересборки мема через отсылки к глобальным и локальным контекстам, повышая его критический потенциал. Разнообразие контекстов социальных медиа и распределение пересборки по трансляторам и модификаторам приводят к уточнению содержания антиутопических мемов. Таким образом мем-контент может быть рассмотрен как процесс коллективно-го мышления о социуме, отрабатывающий осмысление рутинизации новых технологий в семиотических кодах антиутопий.
Ключевые слова: социальное мышление, утопическое мышление, антиутопия, мем, мем-контент, структура мема, диффузия мема
DOI: 10.32326/2618–9267–2022–5–1–57–64
Список литературы:
- Шомова С. А. Мем-летописец: репрезентация новостной повестки дня пандемии в меметическом контенте Рунета // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 5. C. 392–424. doi: 10.14515/monitoring.2021.5.1977.
- Brodie R. Virus of the Mind: The New Science of the Meme. L.: Hay House, Inc, 2009. 249 p.
- Kalinin S., Artamonov D., Medvedeva E., Tikhonova S., Turkina V. Data-visualizing language UML and metalanguage USC for historical memes studies // Proceedings of the International Conference «Humanity in the Era of Uncertainty» (ICHEU 2021), Series: European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Samara State Technical University, Samara, Russia, 2021. P. 556–568. doi: 10.15405/epsbs.2021.12.02.67.
- Li J. Citation curves of «all-elements-sleeping-beautie»: «flash in the pa» first and then «delayed recognition» // Scientometrics. 2013. Vol. 100. P. 595–601. doi: 10.1007/s11192-013‑1217-z.
- Raan A. F. J. van. Sleeping Beauties in science // Scientometrics. 2004. Vol. 59. No. 3. P. 467–472. doi: 10.1023/B:SCIE.0000018543.82441.f1.
- Shifman L. Memes in Digital Culture. Cambridge, MA: MIT Press, 2013. 216 p.
- Tsur O., Rappoport A. Don’t let me be #misunderstood: Linguistically motivated algorithm for predicting the popularity of textual memes // Proceedings of the Ninth International AAAI Conference on Web and Social Media. University of Oxford, Oxford, UK, May 26–29, 2015. Palo Alto, California: The AAAI Press, 2015. P. 426–435.
- Zhang L., Xu K., Zhao J. Sleeping beauties in meme diffusion // Scientometrics. 2017. Vol. 112. No. 1. P. 383–402. doi: 10.1007/s11192-017‑2390-2.