Онтологическое измерение языка Digital эпохи

Кленовская Василиса Александровна
Южно-Уральский государственный университет

Онтологическое измерение языка Dig­i­tal эпохи

Аннотация. В данной статье анализируется онтологическое измерение современного языка в усло-виях медиареальности. Акцент делается на художественном языке, с помощью которого происходит самопознание. В условиях цифровизации человек потерял связь с творческим началом: для того, чтобы вос-становить связь человека с миром, необходимо восстановить связь с языком как с твор-ческим началом посредством художествен-ного языка. В процессе самопознания чело-века через художественный язык происходит обретение аутентичности. Цифровая реальность – это реальность, в которой границы подлинности и неподлинности размыты, процесс самопознания упрощен, парадигма чувствительности не является более органи-чески присущей человеку. Культура человечества дошла до такого момента, что знаки и образы, создаваемые человеком, не отсылают больше к действительности. Возникает проблема герменевтического характера, проблема понимания, поскольку человеком больше не движет желание познания. Чело-век теряет связь с целым, возникает сосре-доточение на части как на целом. Происходит подмена понятий, рационализация дей-ствительности, жизнь воспринимается как черновик, а реальность как эффект, происходит потеря онтологического фундамента человеком. Благодаря восстановлению связи с творческим началом посредством художественного языка человек обретает утрачен-ную целостность и подлинность существования. Художественный язык делает возможным объединение рационализма и иррационализма, ибо находится на границе этих сфер. Включение иррационализации в жизнь позволит человеку стать одним целым с миром. При условии рассмотрения человека по-новому отсутствие разрыва между чело-веком и миром станет очевидным.

Ключевые слова: язык, онтология языка, художественный язык, медиареальность, самопознание, интерпретативность, виртуальная коммуникация, проблема понимания, подлинность, гиперреальность, симулякр

DOI: 10.32326/2618–9267–2022–5–1–39–48

Список литературы:

  1. Бодрийяр Ж. Ксерокс и бесконечность // Ж. Бодрийяр. Прозрачность зла. М.: Добросвет, 2000. С. 75–87.
  2. Гиренок Ф. И. Ускользающее бытие. М.: ИФРАН, 1994. 218 с.
  3. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию / пер. с нем.; общ. ред. Г. В. Рамишвили. М.: Прогресс, 2000. 400 с.
  4. Дыдров А. А. Антиутопия в Интернете: что нового мемы дали жанру? // Цифровой ученый: лаборатория философа. 2022. Т. 1. № 1. С. 6–13. doi: 10.32326/2618–9267-2022–5-1–6-13
  5. Кедров Б. М. О процессах научного творчества // Художественное и научное творчество / под редакцией Б. С. Мейлаха. Л.: Наука, 1972. С. 37–53.
  6. Обрезков А. А. Онтология языка: эволюция проблемы и ее современное состояние: автореф. дисс. … канд. филос. н. Иваново: ИГУ, 2008. 27 с.
  7. Семенов С. Н. Творческое мышление (сущность, механизмы, пути оптимизации). Уфа: РИО БашГУ, 2005. 144 с.
  8. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии: сб. пер. / сост. и послесл. П. С. Гуревича; общ. ред. Ю. Н. Попова. М.: Прогресс, 1988. С. 314–356.
  9. Хайдеггер М. О сущности истины / М. Хайдеггер // Разговор на проселочной дороге. М.: Высшая школа, 1991. С. 8–27.
  10. Херманн Фр.-В. фон. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля: сб. / пер. с нем. Мн.: Пропилеи, 2000. 192 с.
  11. Ширяев Л. A. Социально-философские проблемы оптимизации научно-технического творчества. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1990. 178 с.
  12. Purnomo S. F. L. A., Naba­ban M., San­tosa R., Diah K. Ludic lin­guis­tics: A revis­it­ed tax­on­o­my of fiction­al con­struct­ed lan­guage design approach for video games // GEMA: Online Jour­nal of Lan­guage Stud­ies. 2017. Vol. 17. No. 4. P. 45–60.

Комментарии запрещены.