Научная революция в трех аспектах бытия науки

Бекарев Адриан Михайлович
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Пак Галина Станиславовна
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Научная революция в трех аспектах бытия науки

Аннотация. В предлагаемой статье анализируются те изменения, которые происходят в научной революции в каждом из трех аспектов бытия науки. Наука как система знаний представляет собой область объективированного научного знания, «третий мир» К. Поппера. Это застывшая наука в её осуществленной истории. Её нельзя изменить, но она открыта для новых интерпретаций и новых оценок. Этот творческий импульс исходит от науки как живой человеческой деятельности. Полная демаркация основных аспектов бытия науки невозможна. В противном случае иногда не понять тех принципиальных изменений, которые происходят, глядя в застывшее зеркало науки как объективированной системы знаний. Ничего не произошло с корпускулярно-волновым дуализмом. Радикальные изменения в науке связаны с его интерпретацией Нильсом Бором. Он выдвинул «сумасшедшую» для своего времени идею, введя оперциональную схему в физическую картину реальности, что направило эволюцию науки по особому руслу. Рассмотрение науки не в качестве ставшего, а в качестве становящегося бытия дает возможность изучать науку не просто как историю идей, а как борьбу школ, направлений, личностей, проследить неразрывную связь науки и философии. Такой подход приводит к формированию представления о вариативности развития науки и позволяет ввести в науку модальное измерение. Исследование науки как социального института выглядит более конкретным, если прослеживается связь организационных изменений в науке с происходящими научными революциями.

Ключевые слова: наука, система знаний, деятельность, социальный институт, научная революция, модальное измерение науки, основания науки, философия, научная организация.

DOI: 10.5840/dspl2018114

Список литературы:

  1. Бохеньский Ю. Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. 192 с.
  2. Гильберт Д. Основания геометрии / Пер. с 7-го нем. изд. И.С. Традштейна. М., Л.: ОГИЗ, Госиздат. технико-теор. литературы, 1948. 491 с.
  3. Ионин Л.Г. Социология культуры: учеб. пособие для вузов / 4-е изд., перераб. и доп. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. 427 с.
  4. Кареев Н.И. Сущность исторического процесса и роль личности в истории / 2-е изд., с добавлениями. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1914. 574 c.
  5. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий / Пер. с франц. Я.А. Ляткер. М.: Прогресс, 1985. 286 с.
  6. Лакатос И. История науки и её рациональные реконструкции // И. Лакатос. Структура и развитие науки. Из Бостонских исследований по философии науки. М.: Прогресс, 1978. С. 203–235.
  7. Леви-Строс К. Печальные тропики / Пер. с фр. Г.А. Матвеевой. М.: Мысль, 1984. 220 с.
  8. Лейман И.И. Наука как социальный институт. Л.: ЛГУ, 1971. 122 с.
  9. Лешкевич Т.Г. Философия науки: Учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2008, 272 с.
  10. Социоанализ Пьера Бурдье. Альманах Российского французского центра социологии и философии Российской Академии наук. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2001. 288 с.
  11. Стёпин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники: Учеб. пособие. М.: Контакт-Альфа, 1993. 384 с.
  12. Фейнман Р., Лейтон Р, Сендс М. Фейнмановские лекции по физике. М.: Эдиториал УРСС, 2004. 352 с.
  13. Флоренский П.А. Флоренский Павел. О суеверии и чуде // Флоренский Павел. Собрание сочинений: В 4 т. / Сост. и общ. ред. игумена Андроника (А.С. Трубачева) и др. М.: Мысль, 1994. Т. 1. С. 44–69.
  14. Черняк В.С. Особенности современных концепций развития науки // В поисках теории развития науки (Очерки западноевропейских и американских концепций XX века) / под ред. Р. С. Микулинского, В. С. Черняка. М.: Наука, 1982. С. 12–50.
  15. Энгельс Ф. Естествознание и философия / К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. Т. 20. Диалектика природы. М.: Госполитиздат, 1961. С. 516–525.

Комментарии запрещены.