Костригин Артем Андреевич
Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина
(Технологии. Дизайн. Искусство)
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Хусяинов Тимур Маратович
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Digital Humanities в истории психологии (на примере фамилии В.М. Бехтерева)
Аннотация. В статье обсуждаются проблемы и перспективы использования методологии Digital Humanities в историко-психологических исследованиях. Представлены результаты поиска и анализа упоминаний имени выдающегося психофизиолога, психоневролога и психолога В.М. Бехтерева (1857–1927) в корпусе текстов в системе Google Books на русском и английском языках.
Выдвигаются гипотезы относительно высокой или низкой частоты упоминаний. Анализируется распространение идей ученого в различных научных областях как на русском, так и английском языках. Сравниваются результаты исследования частоты упоминания имени В.М. Бехтерева и Л.С. Выготского для определения факторов, обусловливающих использование имени и идей этих ученых. Показаны преимущества и недостатки качественного и количественного анализа и интерпретации текстов в рамках цифровой гуманитаристики.
Ключевые слова: digital humanities, цифровая гуманитаристика, Бехтерев, анализ текстов, интерпретация, частота упоминаний, Google Books.
DOI: 10.5840/dspl20181110
Список литературы:
- 20 самых цитируемых и 20 самых свежих научных публикаций про обучающиеся организации // Организационная психология. 2016. Т. 6. № 1. С. 62–66.
- Анцупов А.Я., Кандыбович С.Л., Крук В.М., Тимченко Г.Н., Харитонов А.Н. Проблемы психологического исследования. Указатель 1050 докторских диссертаций. 1935–2007 гг. / Под ред. проф. Анцупова А.Я. М., 2007. 232 с.
- Аршинова В.В., Флорова Н.Б., Никитина С.В. Особенности научных знаний об аддикции // Российский научный журнал. 2012. № 30. С. 104–113.
- Батыршина А.Р. Историко-психологические тенденции в исследовании проблемы воли и волевой регуляции // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2016. № 3. С. 67–89.
- Батыршина А.Р., Мазилов В.А. Наукометрический подход к исследованию проблемы воли в отечественной психологии // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 5. С. 193–204.
- Бородкин Л.И. Историк в мире компьютерных технологий: развитие по спирали? // Электронный научно-образовательный журнал История. 2015. Т.6. № 8 (41). [Электронный ресурс]. Доступ для зарегистрированных пользователей. URL: http://history.jes.su/s207987840001263-8–1 (дата обращения: 10.12.2017).
- Володин А.Ю. Гуманитарные науки в контексте цифровых вызовов (обзор изданий проекта Мичиганского университета) // Историческая информатика. Информационные технологии и математические методы в исторических исследованиях и образовании. 2013. № 4 (6). С. 99–102.
- Данилина В.О. Историко-библиометрический анализ проблемы делинквентного поведения в российской психологии 21 века // Научная инициатива в психологии: межвузовский сборник научных трудов студентов и молодых ученых. Курск, 2016. С. 36–40.
- Долгова Е.А. Изучение социальной проблематики в лаборатории коллективной рефлексологии Института мозга и психической деятельности В.М. Бехтерева // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. XIX. № 3 (86). С. 25–31.
- Евдокимов В.И., Зотова А.В. Анализ мирового массива диссертаций по клинической (медицинской) психологии (1980–2012 гг.) // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2013. № 2. С. 85–92.
- Зуев К.Б. Основные тенденции изучения семьи в психологии позднесоветского периода (на примере публикаций в «психологическом журнале» с 1980 по 1990 годы) // Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2016. № 6. С. 58–67.
- Клецина И.С. Гендерная проблематика в публикациях журналов «Вопросы психологии» и «Психологический журнал» // Вопросы психологии. 2012. № 1. С. 83–91.
- Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 2003. 486 с.
- Кольцова В.А. Основные тенденции развития российской истории психологии в XX столетии // История отечественной и мировой психологической мысли. Постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее: IV Московские встречи: Материалы Международной конференции по истории психологии / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник. М.: Институт психологии РАН, 2006. С. 77–84
- Костригин А.А., Хусяинов Т.М. Имя Л.С. Выготского как объект Digital Humanities // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2016. № 6. С. 44–66.
- Мирошниченко П.Н. Социальнокультурная деятельность как предмет диссертационных педагогических исследований // Научные исследования: от теории к практике. 2015. №1 (2). С. 85–88.
- Можаева Г.В. Digital Humanities: цифровой поворот в гуманитарных науках // Гуманитарная информатика. 2015. № 9. С. 8–23.
- Потемкин С.Б., Хасин Л.А., Хасина П.Л., Щедрина Е.В. Анализ тенденций развития психологии на основе выявления динамики частоты использования психологических терминов // Вопросы психологии. 2015. № 6. С. 95–103.
- Ракитина О.В. Г.И. Челпанов, И.П. Павлов и В.М. Бехтерев как научные руководители: сравнительный анализ // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2016. № 6. С. 277–286.
- Сидоренков А.В. Анализ исследования малых групп в отечественной психологии по публикациям в журналах “Вопросы психологии” и “Психологический журнал” // Вопросы психологии. 2005. № 2. С. 58–67.
- Сидорчук И.В. В. М. Бехтерев и П. А. Сорокин: к истории возникновения конфликта // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 12 (74): в 3-х ч. Ч. 1.С. 162–165.
- Снегирёва К.Л. В.М. Бехтерев о профилактике и коррекции отклонений в развитии детей раннего и дошкольного возраста // Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. 2016. № 2. С. 84–88.
- Стоюхина Н.Ю. К вопросу о российской экспериментальной психологии в первые годы ХХ в // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2016. № 6. С. 287–306.
- Таллер М. Дискуссии вокруг Digital Humanities // Историческая информатика. Информационные технологии и математические методы в исторических исследованиях и образовании. 2012. № 1 (1). С. 005–013.
- Усанов В. Мониторинг в системе психологических исследований // Развитие личности. 2011. № 4. С. 78–90.
- Чекалева Н.В., Макарова Н.С., Дроботенко Ю.Б. Проблематика исследований педагогического образования в публикациях российских ученых XXI века // Философия образования. 2015. № 2 (59). С. 46–58.
- Шведовская А.А., Мешкова Н.В. Библиометрический анализ журнала «Психологическая наука и образование» // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 4. С. 108–116.
- Шведовская А.А., Мешкова Н.В. Библиометрический анализ журнала «Культурно-историческая психология» // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 1. С. 106–115.
- A companion to digital humanities / Schreibman, R. Siemens, J. Unsworth (eds.). Blackwell Publishing Ltd., 2004. 611 p.
- Bekhterev V.M. General principles of human reflexology. Y.: International Publishers, 1932.
- Bekhterev V.M. General principles of human reflexology: An introduction to the objective study of personality / 4th (1928) edition / E. Murphy., W. Murphy (transl.). London: Jarrolds, 1933.
- Debates in the digital humanities / K. Gold (ed.) Minneapolis: University of Minnesota Press, 2012. 532 p.
- Green C.D. A digital future for the history of psychology? // History of psychology. Vol. 19. No 3. P. 209–219.
- Green C.D., Feinerer I. The evolution of the American Journal of Psychology, 1904–1918: A network investigation // The American journal of psychology. Vol. 129.No 2. P. 185–196.
- Green C.D., Feinerer I., Burman J.T. Beyond the schools of psychology 1: A digital analysis of Psychological Review, 1894–1903 //Journal of the History of the Behavioral Sciences. Vol. 49. No 2. P. 167–189.
- Green C D., Feinerer I., Burman J T. Beyond the schools of psychology 2: A digital analysis of Psychological Review, 1904–1923 //Journal of the History of the Behavioral Sciences. Vol. 50. No 3. P. 249–279.
- Greenfield P.M. The changing psychology of culture from 1800 through 2000 // Psychological science. Vol. 24. No 9. P. 1722–1731.
- Krampen G. Scientometric trend analyses of publications on the history of psychology: Is psychology becoming an unhistorical science? // Scientometrics. Vol. 106. No 3. P. 1217–1238.
- Young J.L., Green C.D. An exploratory digital analysis of the early years of G. Stanley Hall’s American Journal of Psychology and Pedagogical Seminary // History of psychology. 2013. Vol. 16. No 4. P. 249–268.