Эго-медийность современной коммуникации как социально-философская проблема

Фортунатов Антон Николаевич
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Эго-медийность современной коммуникации как социально-философская проблема

Аннотация. Цель статьи – анализ современной коммуникации, превратившейся в самозамкнутую систему общественных отношений, диктующую новый статус представленному в ней субъекту. Основной тезис: коммуникация как социальный феномен, эволюционируя, приводит к дегуманизации социального пространства. Опираясь на теорию коммуникативной рациональности Ю. Хабермаса и дилектически развивая ее, автор приходит к выводу о деградации ее важнейшего принципа – интерсубъективности. Проблема исследования состоит в том, что прежние представления о коммуникации как о необъятном пространстве информационных возможностей наталкиваются на все более явные тенденции к самоизоляции субъектов, к невозможности находить общий язык между представителями различных коммуникативных систем. В задачи исследования входит выявление факторов, влияющих на этот процесс. В частности, подчеркивается, что технологическая обеспеченность коммуникативных связей становится константной величиной, детерминирующей все информационные интеракции. Возникает ситуация, когда коммуникативные технологии начинают заменять собой сам факт человеческого взаимодействия. Личность, вынужденно погруженная в коммуникативную техносферу, получает в свое распоряжение невиданные возможности, благодаря чему чрезвычайно остро ставится вопрос об этике взаимодействующих субъектов. Технологии коммуникации разрушают прежние нравственные ориентиры, превращая социальные девиации в «норму». В статье ставится вопрос о новых этических императивах в медиареальности, основанных на социальном антагонизме и неприятии Другого, на враждебном к нему отношении. Результаты исследований, проводимых авто-ром, приводят к парадоксальному выводу о том, что эволюция коммуникации, опрокину-той внутрь самой себя, порождает новый феномен, обозначаемый как «эго-медиум». Индивид становится источником и потребителем собственных новостей, изолируя себя от Других, которые воспринимаются теперь не как референтная группа, а как материал для само-утверждения. Человеческое начало в личности, напротив, начинает проявлять себя в преодолении диктата технологий. Используется метод интерпретации и реконструкции социально-философских концепций различных авторов, метод ситуационного анализа и феноменологического описания.

Ключевые слова: коммуникация, медиареальность, медиум, информационное общество, субъект, коммуникативные технологии, телевидение, этика..

DOI: 10.5840/dspl2018119

Список литературы:

  1. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург: УрГУ, 2000. 96 с.
  2. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2003. 535 с.
  3. Дери М. Скорость убегания: Киберкультура на рубеже веков. Екатеринбург: Ультра. Культура; М.: АСТ МОСКВА, 2008. 228 с.
  4. Левин Г.Д. Философские категории в современном дискурсе. М.: Логос, 2007. 224 с.
  5. Луман, 2005 – Праксис, 2005. 256 с.
  6. Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Сотворение человека печатной культуры. Киев: Ника-Центр Эльга; Издательский дом Дмитрия Бураго, 2003. 432 с.
  7. Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса. СПб: Алетейя, 2000.316 с.
  8. Феррарис М. Ты где? Онтология мобильного телефона / Пер. с ит. К. Тименчик, М. Устюжаниновой. М.: Новое литературное обозрение, 2010. 352 с.
  9. Фортунатов А.Н. Ритмическая организация телевизионных новостей как этико-смысловая проблема // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2008. № 2. С. 238–242.
  10. Фортунатов А.Н. Коммуникация и одиночество: опыт диалектического анализа // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 1(2). С.464–467.
  11. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Пер. с нем. под ред. Д. В. Скляднева. СПб: Наука, 2001. 380 с.
  12. Хабермас Ю. Техника и наука как «идеология» / Пер. с нем. М.Л. Хорькова. М.: Праксис, 2007. 208 с.
  13. La Roche W. von, Buch­holy A. (Hrsg.) Radio-jour­nal­is­mus. Ein Hand­buch für Aus­bil­dung und Prax­is im Hör­funk. München: List, 1988. 427 s.
  14. Schütz A. Phe­nom­e­nol­o­gy and the Social Sci­ences // Philo­soph­i­cal Essays in Mem­o­ry of Edmund Husserl / Ed. by M. Far­ber. Cam­bridge, Mass.: Har­vard. Uni­ver­si­ty Press, 1940. P. 164–186
  15. http://bd.fom.ru/report/map/dd002037 д(ата обращения 25.12.2017).

Комментарии запрещены.