Менеджмент интеллекта: проблемы развития метакогнитивных способностей обучающегося в течение всей жизни

Платонова Юлия Андреевна
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Тихонов Сергей Владимирович
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Игнатиус Герт Петрус Гус
Университет Южно-Африканской республики

Менеджмент интеллекта: проблемы развития метакогнитивных способностей обучающегося в течение всей жизни

Аннотация. В настоящей статье актуализируется значение развития у современного обучающегося метакогнитивной регуляции своей познавательной деятельности. Метапознание как знание об особенностях процесса познания и способность управлять интеллектуальной активностью приобретает особую значимость в контексте популярной в настоящее время концепции непрерывного обучения или обучения в течение всей жизни (life­long learn­ing). В статье охарактеризованы интересы стейкхолдеров современного образовательного процесса, представлены различные точки зрения на развитие метакогнитивной компетентности обучающихся. В работе сделан вывод о том, что метакогнитивные способности базируются на естественных способностях ума, раскрытие которых происходит в течение всей жизни человека, а значит развивать метакогнитивную компетентность обучающихся необходимо по-разному – в зависимости от их возраста, способностей и стоящих перед ними задач; поэтому требуется создание нового методологического конструкта, опирающегося на современные теории психологии, педагогики и нейрофизиологии, исходя из которого будет строиться комплекс обучающих занятий. В своей концептуальной основе модель синкретично опирается на теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина (этап «Познавательная деятельность»), культурно-историческую теорию Л.С. Выготского (этап «Системное мышление»), системо-мыследеятельностный подход Г.П. Щедровицкого (этап «методологическое мышление»), а также на современную концепцию преподавания, основанного на результатах междисциплинарных исследований в области нейрофизиологии, психологии и педагогики (Mind, Brain and Edu­ca­tion), разрабатываемую Т. Токухама-Эспиноза.

Ключевые слова: обучение в течение всей жизни, метапознание, метакогнитивная регуляция, познавательная деятельность, управление процессом познания.

DOI: 10.5840/dspl2018113

Список литературы:

  1. Давыдов, 1996 – Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 236 с.
  2. Осорина, Щербакова, Аванесян, 2011 – Осорина М.В., Щербакова О.В., Аванесян М.О. Проблемы метакогнитивной регуляции: нормативные требования и непродуктивные паттерны интеллектуальной деятельности // Вестник СПбГУ. 2011. Сер. 12. Вып.2. С. 32–43.
  3. Платон, 2007 – Платон. Сочинения: в 4 томах. Т. 2 / Под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса; Пер. с древнегреч. СПб.: Изд-во С.-Петерб. унта: «Изд-во Олега Абышко», 2007. 626 с.
  4. Платонова, 2010 – Платонова Ю.А. Вера в постижении пути жизни человека: дисс. канд. филос. н.: 09.00.14. Нижний Новгород: НГПУ, 2010. 160 с.
  5. Пошехонова, Карпов, 2014 – Пошехонова Ю.В., Карпов А.В. Мотивационные и волевые особенности метапознания студентов вуза // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2014. №4 (29). С. 31–36.
  6. Халин, 2003 – Халин С.М. Природа метапознания и его принципы // Вестник Тюменского государственного университета. 2003. №2. С. 258266.
  7. Холодная, Берестнева, Кострикина, 2005 – Холодная М.А., Берестнева О.Г., Кострикина И.С. Когнитивные и метакогнитивные предпосылки интеллектуальной компетентности в области научно-технической деятельности // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 1. С. 51–59.
  8. Чернокова, 2009 – Чернокова Т.Е. О возможностях развития метакогнитивных функций у детей дошкольного возраста с точки зрения культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. 2009. №4. С. 70–75.
  9. Щербакова, 2011 – Щербакова О.В. Метакогнитивная регуляция интеллектуальной деятельности // Мат-лы междунар. конференции «Нелинейная динамика в когнитивных исследованиях – 2011», Н. Новгород, 8–21 мая, 2011. Н. Новгород: ИПФ РАН, 2011. С. 235–237.
  10. Bersin, 2016 – Bersin J. Using Design Think­ing to Embed Learn­ing in Our Jobs [blog post]. // Har­vard Busi­ness Review. 2016, July 25. URL: https://hbr.org/2016/07/using-design-thinking-to-embed-learning-in-our-jobs (дата обращения 22.11.2017).
  11. Dia­mond, Lee, 2011 – Dia­mond A., Lee K. Inter­ven­tions shown to aid exec­u­tive func­tion devel­op­ment in chil­dren 4 to 12 years old // Sci­ence. Vol. 333. Iss. 6045. P. 959–964.
  12. Dweck, 2006 – Dweck C. S. The New Psy­chol­o­gy of Suc­cess. N. Y.: Ran­dom House, 2006. 320 p.
  13. Flavell, 1976 – Flavell J.H. Metacog­ni­tive aspects of prob­lem solv­ing. In L. B. Resnick (Ed.), The nature of intel­li­gence. Hills­dale, NJ: Lawrence Erl­baum, 1976. 231–235.
  14. Fos­not, 2013 – Fos­not C.T. Con­struc­tivism: A psy­cho­log­i­cal the­o­ry of learn­ing. In C. T. Fos­not (Ed.), Con­struc­tivism: the­o­ry, per­spec­tives, and prac­tice. Y.: Teach­ers Col­lege Press, 2013. P. 8–33.
  15. Chamor­ro-Pre­muz­ic, Swan, 2016 – Chamor­ro-Pre­muz­ic T., Swan M. It’s the Company’s Job to Help Employ­ees Learn [blog post] // Har­vard Busi­ness Review. 2016, July 18. URL: https://hbr.org/2016/07/its-the-companys-job-tohelp-employees-learn (дата обращения 22.11.2017).
  16. Kritzinger, Loock, 2012 – Kritzinger E., Loock M. A crit­i­cal inves­ti­ga­tion into the cur­rent short­age of infor­ma­tion tech­nol­o­gy post­grad­u­ates pro­duced by Unisa (Paper pre­sent­ed at the ODL12 Con­fer­ence, 2012). URL: http://uir.unisa.ac.za/handle/10500/8500 (дата обращения 22.11.2017).
  17. Pritchard, 2014 – Pritchard A. Ways of learn­ing: Learn­ing the­o­ries and learn­ing styles in the class­room / 3rd Abing­don, Oxon; N.Y.: Rout­ledge, 2014. 143 p.
  18. Simp­son, 2013 – Simp­son O. Stu­dent reten­tion in dis­tance edu­ca­tion: are we fail­ing our stu­dents? // Open Learn­ing: The Jour­nal of Open, Dis­tance and e-Learn­ing. 2013. Vol. 28. Iss. 2. P. 105–119.
  19. Tokuhama-Espinosa, 2010 – Tokuhama-Espinosa T. The new sci­ence of teach­ing and learn­ing: Using the best of mind, brain, and edu­ca­tion sci­ence in the class­room. Y.: Teach­ers Col­lege Press, 2015. 190 p.

Комментарии запрещены.