Платонова Юлия Андреевна
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Тихонов Сергей Владимирович
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Игнатиус Герт Петрус Гус
Университет Южно-Африканской республики
Менеджмент интеллекта: проблемы развития метакогнитивных способностей обучающегося в течение всей жизни
Аннотация. В настоящей статье актуализируется значение развития у современного обучающегося метакогнитивной регуляции своей познавательной деятельности. Метапознание как знание об особенностях процесса познания и способность управлять интеллектуальной активностью приобретает особую значимость в контексте популярной в настоящее время концепции непрерывного обучения или обучения в течение всей жизни (lifelong learning). В статье охарактеризованы интересы стейкхолдеров современного образовательного процесса, представлены различные точки зрения на развитие метакогнитивной компетентности обучающихся. В работе сделан вывод о том, что метакогнитивные способности базируются на естественных способностях ума, раскрытие которых происходит в течение всей жизни человека, а значит развивать метакогнитивную компетентность обучающихся необходимо по-разному – в зависимости от их возраста, способностей и стоящих перед ними задач; поэтому требуется создание нового методологического конструкта, опирающегося на современные теории психологии, педагогики и нейрофизиологии, исходя из которого будет строиться комплекс обучающих занятий. В своей концептуальной основе модель синкретично опирается на теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина (этап «Познавательная деятельность»), культурно-историческую теорию Л.С. Выготского (этап «Системное мышление»), системо-мыследеятельностный подход Г.П. Щедровицкого (этап «методологическое мышление»), а также на современную концепцию преподавания, основанного на результатах междисциплинарных исследований в области нейрофизиологии, психологии и педагогики (Mind, Brain and Education), разрабатываемую Т. Токухама-Эспиноза.
Ключевые слова: обучение в течение всей жизни, метапознание, метакогнитивная регуляция, познавательная деятельность, управление процессом познания.
DOI: 10.5840/dspl2018113
Список литературы:
- Давыдов, 1996 – Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 236 с.
- Осорина, Щербакова, Аванесян, 2011 – Осорина М.В., Щербакова О.В., Аванесян М.О. Проблемы метакогнитивной регуляции: нормативные требования и непродуктивные паттерны интеллектуальной деятельности // Вестник СПбГУ. 2011. Сер. 12. Вып.2. С. 32–43.
- Платон, 2007 – Платон. Сочинения: в 4 томах. Т. 2 / Под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса; Пер. с древнегреч. СПб.: Изд-во С.-Петерб. унта: «Изд-во Олега Абышко», 2007. 626 с.
- Платонова, 2010 – Платонова Ю.А. Вера в постижении пути жизни человека: дисс. канд. филос. н.: 09.00.14. Нижний Новгород: НГПУ, 2010. 160 с.
- Пошехонова, Карпов, 2014 – Пошехонова Ю.В., Карпов А.В. Мотивационные и волевые особенности метапознания студентов вуза // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2014. №4 (29). С. 31–36.
- Халин, 2003 – Халин С.М. Природа метапознания и его принципы // Вестник Тюменского государственного университета. 2003. №2. С. 258266.
- Холодная, Берестнева, Кострикина, 2005 – Холодная М.А., Берестнева О.Г., Кострикина И.С. Когнитивные и метакогнитивные предпосылки интеллектуальной компетентности в области научно-технической деятельности // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 1. С. 51–59.
- Чернокова, 2009 – Чернокова Т.Е. О возможностях развития метакогнитивных функций у детей дошкольного возраста с точки зрения культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. 2009. №4. С. 70–75.
- Щербакова, 2011 – Щербакова О.В. Метакогнитивная регуляция интеллектуальной деятельности // Мат-лы междунар. конференции «Нелинейная динамика в когнитивных исследованиях – 2011», Н. Новгород, 8–21 мая, 2011. Н. Новгород: ИПФ РАН, 2011. С. 235–237.
- Bersin, 2016 – Bersin J. Using Design Thinking to Embed Learning in Our Jobs [blog post]. // Harvard Business Review. 2016, July 25. URL: https://hbr.org/2016/07/using-design-thinking-to-embed-learning-in-our-jobs (дата обращения 22.11.2017).
- Diamond, Lee, 2011 – Diamond A., Lee K. Interventions shown to aid executive function development in children 4 to 12 years old // Science. Vol. 333. Iss. 6045. P. 959–964.
- Dweck, 2006 – Dweck C. S. The New Psychology of Success. N. Y.: Random House, 2006. 320 p.
- Flavell, 1976 – Flavell J.H. Metacognitive aspects of problem solving. In L. B. Resnick (Ed.), The nature of intelligence. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum, 1976. 231–235.
- Fosnot, 2013 – Fosnot C.T. Constructivism: A psychological theory of learning. In C. T. Fosnot (Ed.), Constructivism: theory, perspectives, and practice. Y.: Teachers College Press, 2013. P. 8–33.
- Chamorro-Premuzic, Swan, 2016 – Chamorro-Premuzic T., Swan M. It’s the Company’s Job to Help Employees Learn [blog post] // Harvard Business Review. 2016, July 18. URL: https://hbr.org/2016/07/its-the-companys-job-tohelp-employees-learn (дата обращения 22.11.2017).
- Kritzinger, Loock, 2012 – Kritzinger E., Loock M. A critical investigation into the current shortage of information technology postgraduates produced by Unisa (Paper presented at the ODL12 Conference, 2012). URL: http://uir.unisa.ac.za/handle/10500/8500 (дата обращения 22.11.2017).
- Pritchard, 2014 – Pritchard A. Ways of learning: Learning theories and learning styles in the classroom / 3rd Abingdon, Oxon; N.Y.: Routledge, 2014. 143 p.
- Simpson, 2013 – Simpson O. Student retention in distance education: are we failing our students? // Open Learning: The Journal of Open, Distance and e-Learning. 2013. Vol. 28. Iss. 2. P. 105–119.
- Tokuhama-Espinosa, 2010 – Tokuhama-Espinosa T. The new science of teaching and learning: Using the best of mind, brain, and education science in the classroom. Y.: Teachers College Press, 2015. 190 p.