Концепция духовной мудрости Иоахима Флорского и ее связь с русской христианской гносеологией

Парилов Олег Викторович
Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации
Собко Руслан Васильевич (иеромонах Лаврентий)
Нижегородская духовная семинария Нижегородской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Концепция духовной мудрости Иоахима Флорского и ее связь с русской христианской гносеологией

Аннотация. Цель статьи – исследование оригинальной христианской гносеологии средневекового итальянского мыслителя-мистика Иоахима Флорского. Задачи – рассмотреть официальную позицию римско-католической церкви по отношению к флорскому аббату; взгляды Иоахима на схоластику, его концепцию духовной мудрости (духовного понимания); связь гносеологических построений калабрийского аббата с восточно-христианской традицией и русской религиозной философией XIX века. Методологическая база статьи – совокупность следующих методов: герменевтического (авторская интерпретация современных зарубежных и средневековых латинских текстов), сравнительно-исторического, единства исторического и логического, анализа и синтеза, аналогии.
Полученные результаты и основные выводы исследования. Творчество Иоахима демонстрирует яркое многообразие гносеологических доктрин позднего европейского Средневековья. Утверждаемая калабрийским аббатом, в противовес схоластике, концепция духовного знания (doc­t­ri­na spir­i­tu­alis) понимается им прежде всего как опыт переживания веры. Научный метод и цель познания определяются Иоахимом монастырской жизнью: мудрость монахов (sapi­en­tia mona­cho­rum), рассуждающую о предмете любви (dis­ser­ta­tio car­i­tatis), он ставит выше мудрости докторов, схоластов (sapi­en­tia doc­to­rum). Источником религиозной мысли калабрийского аббата выступает Литургия: не чтение и упражнение ума, а молитва, хвала Богу в пении псалмов есть подлинный источник истины. Очевидна связь гносеологических построений Иоахима с его ключевыми историософскими идеями, в частности конец истории – эпоха Святого Духа – явит преображение человека и обнаружит полноту его духовного знания. Таким образом, кратчайший путь к истинному познанию – монашеская практика. Онтологизм познания, трактовка подлинного знания как опыта живой веры, утверждение гносеологии на фундаменте литургической практики, любви и совершенствовании духа – в этих чертах очевидна связь Иоахимизма с восточно-христианской и русской религиозной традициями.

Ключевые слова: европейское средневековье, схоластика, гносеология Иоахима Флорского, духовная мудрость, русская религиозная философия.

DOI 10.5840/dspl20181225

Список литературы:

  1. Блок А.А. Рыцарь-монах // О Вл. Соловьеве. Сборник первый. М.: Путь, 1911. С. 101–123.
  2. Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М.: Издательство Прогресс – Традиция, 2001. 472 с.
  3. Киреевский И.В. Критика и эстетика. М.: Искусство, 1998. 463 с.
  4. Лукьянов С.М. О Владимире Соловьеве в его молодые годы. Материалы к биографии. В 3 т. (Кн.). М.: Книга, 1990. Кн. III. Вып. 1. 381 с.
  5. Максимов М.В. Вл. Соловьев и Иоахим Флорский: историософские параллели // Философский альманах. Иваново, 1998. № 1–2. С. 254–262.
  6. Парилов О.В. Типологические особенности старообрядчества и славянофильства и их значение в развитии русского национального самосознания: дисс. канд. филос. н. Нижний Новгород, 2000. 180 с.
  7. Парилов, 2010 – Парилов О.В. «Три разговора…» Вл. Соловьева и современное толерантное общество // Соловьевские исследования. 2010. Т. 27. № 3. С. 31–38.
  8. Парилов О.В., Собко Р.В. Идейная преемственность В.С. Соловьева и Иоахима Флорского // Соловьевские исследования. 2011. Т. 30. № 2. С. 26–33.
  9. Письма Владимира Сергеевича Соловьева: в 3 т. СПб., 1908–1911. Т. III. 349 с.
  10. Радлов Э.Л. Владимир Соловьев. Жизнь и творения. СПб.: Образование, 1913. 266 с.
  11. Сабирова Ф.М. Вклад средневековых университетов в развитие науки // Вопросы истории. 2010. № 4. С. 143–147.
  12. Свящ. Вячеслав Санин. Проблема богопознания в средневековой философии: Моисей Маймонид и Фома Аквинский // Христианское чтение. 2010. Т. 34. № 3. С. 73–88.
  13. Соловьев В.С. Собр. соч.: в 10 т. / Под ред. и с примеч. С.М. Соловьева и Э.Л. Радлова. 2-е изд. СПб.:Просвещение, 1911–1914. Т. 1, 1911, 421 с.; Т. 3, 1912, 440 с.; Т. 4, 1914, 665 с.
  14. Треушников И.А. Правовые аспекты проблемы «Запад – Восток» в философии всеединства // Философия права. 2009. № 2. С. 30–40.
  15. Трубецкой С.Н. Основания идеализма // Вопросы философии и психологии. 1886. № 34 (4). С. 492–566.
  16. Хомяков А.С. Полн. собр. соч.: в 8 т. М., 1900–1904. Т. 2, 1900. 654 с.
  17. Enchirid­ion in Apoc­a­lyp­sim / Ed. by J. Huck. In: Joachim von Floris und die joa­chi­tis­che Lit­er­atur. Freiburg im Breis­gau: Herder, 1938, pp. 287–296
  18. Joachim of Fiore. Psalteri­um decem chor­darum. Venice, 1527; reprint­ed Frank­furt a. M.: Min­er­va, 1964. Тract. 1. P. 195–239.
  19. Joachim of Fiore. Expo­si­tio in Apoc­a­lyp­sim. Venice, 1527; reprint­ed., Frank­furt a. M.: Min­er­va, 1964. P. 24–59.
  20. Lecler­cq J. Wis­senschaft und Gottver­la­gen. Zur Mönchthe­olo­gie des Mit­te­lal­ters. Düs­sel­dorf: Pat­mos, 1963. 187 s.
  21. Man­si J.D. Sacro­rum con­cil­io­rum nova et amplis­si­ma col­lec­tio. Paris: Wel­ter, 1903; reprint ed., Graz: Akademis­che Druck . Ver­lagsanstalt, 1961. Vol. XXIII. 1112 p.
  22. Otto S. Die Denk­form des Joachim von Fiore und das Caput «Damna­mus» des 4. Lat­er­ankonzils. Mlinch­en­er the­ol­o­gis­che Zeitschrift 3, 1962. P.145–154.
  23. Reeves M., War­wick G. Joachim of Fiore and the Myth of the Eter­nal Evan­gel in the Nine­teenth Cen­tu­ry. N. Y.: Claren­don Press of Oxford Uni­ver­si­ty Press, 1987. 365 p.

Комментарии запрещены.