Парилов Олег Викторович
Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации
Собко Руслан Васильевич (иеромонах Лаврентий)
Нижегородская духовная семинария Нижегородской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
Концепция духовной мудрости Иоахима Флорского и ее связь с русской христианской гносеологией
Аннотация. Цель статьи – исследование оригинальной христианской гносеологии средневекового итальянского мыслителя-мистика Иоахима Флорского. Задачи – рассмотреть официальную позицию римско-католической церкви по отношению к флорскому аббату; взгляды Иоахима на схоластику, его концепцию духовной мудрости (духовного понимания); связь гносеологических построений калабрийского аббата с восточно-христианской традицией и русской религиозной философией XIX века. Методологическая база статьи – совокупность следующих методов: герменевтического (авторская интерпретация современных зарубежных и средневековых латинских текстов), сравнительно-исторического, единства исторического и логического, анализа и синтеза, аналогии.
Полученные результаты и основные выводы исследования. Творчество Иоахима демонстрирует яркое многообразие гносеологических доктрин позднего европейского Средневековья. Утверждаемая калабрийским аббатом, в противовес схоластике, концепция духовного знания (doctrina spiritualis) понимается им прежде всего как опыт переживания веры. Научный метод и цель познания определяются Иоахимом монастырской жизнью: мудрость монахов (sapientia monachorum), рассуждающую о предмете любви (dissertatio caritatis), он ставит выше мудрости докторов, схоластов (sapientia doctorum). Источником религиозной мысли калабрийского аббата выступает Литургия: не чтение и упражнение ума, а молитва, хвала Богу в пении псалмов есть подлинный источник истины. Очевидна связь гносеологических построений Иоахима с его ключевыми историософскими идеями, в частности конец истории – эпоха Святого Духа – явит преображение человека и обнаружит полноту его духовного знания. Таким образом, кратчайший путь к истинному познанию – монашеская практика. Онтологизм познания, трактовка подлинного знания как опыта живой веры, утверждение гносеологии на фундаменте литургической практики, любви и совершенствовании духа – в этих чертах очевидна связь Иоахимизма с восточно-христианской и русской религиозной традициями.
Ключевые слова: европейское средневековье, схоластика, гносеология Иоахима Флорского, духовная мудрость, русская религиозная философия.
DOI: 10.5840/dspl20181225
Список литературы:
- Блок А.А. Рыцарь-монах // О Вл. Соловьеве. Сборник первый. М.: Путь, 1911. С. 101–123.
- Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М.: Издательство Прогресс – Традиция, 2001. 472 с.
- Киреевский И.В. Критика и эстетика. М.: Искусство, 1998. 463 с.
- Лукьянов С.М. О Владимире Соловьеве в его молодые годы. Материалы к биографии. В 3 т. (Кн.). М.: Книга, 1990. Кн. III. Вып. 1. 381 с.
- Максимов М.В. Вл. Соловьев и Иоахим Флорский: историософские параллели // Философский альманах. Иваново, 1998. № 1–2. С. 254–262.
- Парилов О.В. Типологические особенности старообрядчества и славянофильства и их значение в развитии русского национального самосознания: дисс. канд. филос. н. Нижний Новгород, 2000. 180 с.
- Парилов, 2010 – Парилов О.В. «Три разговора…» Вл. Соловьева и современное толерантное общество // Соловьевские исследования. 2010. Т. 27. № 3. С. 31–38.
- Парилов О.В., Собко Р.В. Идейная преемственность В.С. Соловьева и Иоахима Флорского // Соловьевские исследования. 2011. Т. 30. № 2. С. 26–33.
- Письма Владимира Сергеевича Соловьева: в 3 т. СПб., 1908–1911. Т. III. 349 с.
- Радлов Э.Л. Владимир Соловьев. Жизнь и творения. СПб.: Образование, 1913. 266 с.
- Сабирова Ф.М. Вклад средневековых университетов в развитие науки // Вопросы истории. 2010. № 4. С. 143–147.
- Свящ. Вячеслав Санин. Проблема богопознания в средневековой философии: Моисей Маймонид и Фома Аквинский // Христианское чтение. 2010. Т. 34. № 3. С. 73–88.
- Соловьев В.С. Собр. соч.: в 10 т. / Под ред. и с примеч. С.М. Соловьева и Э.Л. Радлова. 2-е изд. СПб.:Просвещение, 1911–1914. Т. 1, 1911, 421 с.; Т. 3, 1912, 440 с.; Т. 4, 1914, 665 с.
- Треушников И.А. Правовые аспекты проблемы «Запад – Восток» в философии всеединства // Философия права. 2009. № 2. С. 30–40.
- Трубецкой С.Н. Основания идеализма // Вопросы философии и психологии. 1886. № 34 (4). С. 492–566.
- Хомяков А.С. Полн. собр. соч.: в 8 т. М., 1900–1904. Т. 2, 1900. 654 с.
- Enchiridion in Apocalypsim / Ed. by J. Huck. In: Joachim von Floris und die joachitische Literatur. Freiburg im Breisgau: Herder, 1938, pp. 287–296
- Joachim of Fiore. Psalterium decem chordarum. Venice, 1527; reprinted Frankfurt a. M.: Minerva, 1964. Тract. 1. P. 195–239.
- Joachim of Fiore. Expositio in Apocalypsim. Venice, 1527; reprinted., Frankfurt a. M.: Minerva, 1964. P. 24–59.
- Leclercq J. Wissenschaft und Gottverlagen. Zur Mönchtheologie des Mittelalters. Düsseldorf: Patmos, 1963. 187 s.
- Mansi J.D. Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio. Paris: Welter, 1903; reprint ed., Graz: Akademische Druck . Verlagsanstalt, 1961. Vol. XXIII. 1112 p.
- Otto S. Die Denkform des Joachim von Fiore und das Caput «Damnamus» des 4. Laterankonzils. Mlinchener theologische Zeitschrift 3, 1962. P.145–154.
- Reeves M., Warwick G. Joachim of Fiore and the Myth of the Eternal Evangel in the Nineteenth Century. N. Y.: Clarendon Press of Oxford University Press, 1987. 365 p.