Онтологические основания критики метафизики и возвращения метафизики

Столярова Ольга Евгеньевна
Институт философии РАН

Онтологические основания критики метафизики и возвращения метафизики

Аннотация. Мы утверждаем, что сегодня метафизика возвращается в философию. Это значит, было время, когда ее не было или как минимум ее ниспровержение считалось респектабельной позицией, философским мейнстримом, иначе говорить о ее возвращении не имеет смысла. Отрицание метафизики не означает, однако, отсутствия онтологии, но означает лишь отсутствие (как минимум в явном виде) или признаваемую философией нелегитимность положительной онтологии, которая берется судить о сверхопытной реальности. Место положительной онтологии занимает отрицательная, или негативная (апофатическая), онтология, которая ставит пределы мысли, доказывая невозможность умозрения бытия, и обеспечивает критику метафизики. Будучи актом и фактом коллективной мысли, критика метафизики, как и рефлексия одинокого скептика, обнаруживает онтологические условия своей возможности, раскрыть которые есть подлинно философская задача, поскольку философия, начиная с античности, утверждает себя тем, что движется от фактов к условиям их возможности. Усомниться в критике метафизики для философии равносильно тому, чтобы усомниться в акте (и факте) собственного мышления, которое очерчивает сферу существующего. Критика метафизики, понятая как философский факт, выводит скептицизм на онтологический уровень, позволяя при этом говорить о возвращении метафизики, возвращении, которое есть не что иное, как открытие онтологических условий философского сомнения как факта. Диалектика двух философских направлений, положительной и отрицательной онтологии, позволяет определить феномен возвращения метафизики в качестве закономерного ответа на критику метафизики.

Ключевые слова: метафизика, критика метафизики, реализм, скептицизм, онтология, история философии.

DOI:  10.5840/dspl20181221

Список литературы:

  1. Августин Блаженный (Аврелий). О Троице. В 2 ч. Ч. II. М.: Образ, 2005. 256 с.
  2. Аристотель. Метафизика. Пер. А. В. Кубицкого // Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1976. С. 63–367.
  3. Кант И. Критика чистого разума. Пер. с нем. Н. О. Лосского. СПб.: Тайм-Аут, 1993. 302 с.
  4. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука / И. Кант. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М.: Мысль, 1965. С. 67–211.
  5. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М.: Искусство, 1975. 776 с.
  6. Лебедев А.В., ред. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М.: Наука, 1989. 576 с.
  7. Платон. Сочинения. В 3 т. Т. 2. М.: Мысль, 1970. 610 с.
  8. David­son D. A Coher­ence The­o­ry of Truth and Knowl­edge // Truth and Inter­pre­ta­tion: Per­spec­tives on the Phi­los­o­phy of Don­ald David­son / Ed. by E. LeP­ore. Oxford: Black­well, 1986. P. 307–319.
  9. Hei­deg­ger M. The Onto-Theo-Log­i­cal Con­sti­tu­tion of Meta­physics / M. Hei­deg­ger. Iden­ti­ty and Dif­fer­ence. Transl. by J. Stam­baugh. The Uni­ver­si­ty of Chica­go Press, 1969. P. 42–74.
  10. Meil­la­soux Q. After Fini­tude. An Essay on the Neces­si­ty of Con­tin­gency. L.: Con­tin­u­um, 2008. 160 p.
  11. Nagel T. The View from Nowhere. Oxford: Oxford Uni­ver­si­ty Press, 1986. 256 p.
  12. Put­nam H. Rea­son, Truth and His­to­ry. Cam­bridge Uni­ver­si­ty Press, 1981. 236 p.
  13. Rick­less S. Plato’s Par­menides. The Stan­ford Ency­clo­pe­dia of Phi­los­o­phy (Spring 2016 Edi­tion) / Ed. by E.N. Zal­ta. URL: https://plato.stanford.edu/archives/spr2016/entries/plato-parmenides/ (дата обращения: 31.03.2018).

Комментарии запрещены.