Как преподавать философию языка сегодня?

Куслий Петр Сергеевич
Институт философии РАН

Как преподавать философию языка сегодня?
Критический обзор учебного пособия: Kulyk O. Ana­lyt­ic Phi­los­o­phy and Phi­los­o­phy of Lan­guage. Instructor’s Man­u­al with Stu­dent Exer­cis­es. Dnipro: Lira, 2018. 180 p.

Аннотация. Анализируя учебное методическое пособие по преподаванию университетского курса по аналитической философии языка под авторством А. Кулика, автор обсуждает широкий круг вопросов, связанных не только с преподаванием философии языка, но и того образа, который сегодня имеет данное философское направление среди множества других направлений. Основной проблемой преподавания философии языка сегодня автор видит историко-философскую ориентированность большинства курсов, исключением из которых не является и книга А. Кулика. Это положение дел частично связывается с тем обликом, который имеет философия языка в наши дни: ее основные и по-философски значимые достижения остались в прошлом. Вместе с тем автор считает, что данное обстоятельство не делает неизбежной историко-философскую перспективу по отношению к философии языка, даже в рамках вводного курса. Для построения альтернативной перспективы на это философское направление автор предлагает набор тем, обсуждение которых, по его мнению, способно не только составить проблемно-ориентированный курс по философии языка. Эти темы, по мнению автора, также дают возможность разработать упражнения по философии языка, направленные не на контроль за усвоением фактической историко-философской информации, а на выработку конкретных аналитических навыков, которые нередко ассоциируются с т.н. «аналитическим аргументативным духом».

Ключевые слова: философия языка, семантика, преподавание.

DOI: 10.5840/dspl20181446

Список литературы:

  1. Bar­wise J., Coop­er R. Gen­er­al­ized Quan­ti­fiers and Nat­ur­al Lan­guage // Phi­los­o­phy, Lan­guage, and Arti­fi­cial Intel­li­gence. Stud­ies in Cog­ni­tive Sys­tems / ed. by J. Kulas et al. Dor­drecht: Springer, 1981. Vol. 2. P. 241–301. DOI: 10.1007/978–94-009‑2727-8_10.
  2. Don­nel­lan K.S. Ref­er­ence and Def­i­nite Descrip­tions // The Philo­soph­i­cal Review. 1966. Vol. 75. No. 3. P. 281–304.
  3. Grice G.P. Log­ic and Con­ver­sa­tion // G.P. Grice. Stud­ies in the Way of Words. Cam­bridge, MA: Har­vard Uni­ver­si­ty Press, 1989. P. 22–40.
  4. Horn L.R. A Nat­ur­al His­to­ry of Nega­tion. Chica­go: Uni­ver­si­ty of Chica­go Press, 1989. 637 p.
  5. Krip­ke S.A. A Puz­zle about Belief // Mean­ing and Use. Syn­these Lan­guage Library (Texts and Stud­ies in Lin­guis­tics and Phi­los­o­phy) / ed. by Mar­galit. Dor­drecht: Springer, 1979. Vol 3. P. 239–283. DOI: 10.1007/978–1-4020–4104-4_20.
  6. Kulyk O. Ana­lyt­ic Phi­los­o­phy and Phi­los­o­phy of Lan­guage: Instructor’s Man­u­al with Stu­dent Exer­cis­es. Dnipro: LIRA, 2018. 108 p.
  7. Mill J.S. A Sys­tem of Log­ic, Rati­o­ci­na­tive and Induc­tive: Being a Con­nect­ed View of the Prin­ci­ples of Evi­dence and the Meth­ods of Sci­en­tif­ic Inves­ti­ga­tion. Long­mans, Green, and Com­pa­ny, 1884. Vol. 1. 622 p.
  8. Quine W.V.O. Math­e­mat­i­cal Log­ic. Revised edi­tion. Cam­bridge: Har­vard Uni­ver­si­ty Press, 1951. 364 p.
  9. Quin­ton A. Ana­lyt­ic Phi­los­o­phy // The Oxford Com­pan­ion to Phi­los­o­phy / ed. by T. Hon­derich. Oxford: Oxford Uni­ver­si­ty Press, 1995. P. 28–30.
  10. Rus­sell B. On Denot­ing // Mind. 1905. Vol. 56. No. 14. P. 479–493.
  11. Rus­sell B. Mr. Straw­son on Refer­ring // Mind. 1957. Vol. 263. No. 66. P. 385–389.
  12. Straw­son P.F. On Refer­ring // Mind. 1950. Vol. 59. No. 235. P. 320–344.
  13. Tars­ki A. The Seman­tic Con­cep­tion of Truth: and the Foun­da­tions of Seman­tics // Phi­los­o­phy and Phe­nom­e­no­log­i­cal Research. 1944. Vol. 4. No. 3. P. 341–376.
  14. von Fin­tel K. Would You Believe it? The King of France Is Back! (Pre­sup­po­si­tions and Truth-val­ue Intu­itions.) // Descrip­tions and Beyond: an Inter­dis­ci­pli­nary Col­lec­tion of Essays on Def­i­nite and Indef­i­nite Descrip­tions and Oth­er Relat­ed Phe­nom­e­na / ed. by A. Bezuiden­hout, M. Reimer. Oxford: Oxford Uni­ver­si­ty Press, 2004. P. 269–296.

Комментарии запрещены.