Куслий Петр Сергеевич
Институт философии РАН
Как преподавать философию языка сегодня?
Критический обзор учебного пособия: Kulyk O. Analytic Philosophy and Philosophy of Language. Instructor’s Manual with Student Exercises. Dnipro: Lira, 2018. 180 p.
Аннотация. Анализируя учебное методическое пособие по преподаванию университетского курса по аналитической философии языка под авторством А. Кулика, автор обсуждает широкий круг вопросов, связанных не только с преподаванием философии языка, но и того образа, который сегодня имеет данное философское направление среди множества других направлений. Основной проблемой преподавания философии языка сегодня автор видит историко-философскую ориентированность большинства курсов, исключением из которых не является и книга А. Кулика. Это положение дел частично связывается с тем обликом, который имеет философия языка в наши дни: ее основные и по-философски значимые достижения остались в прошлом. Вместе с тем автор считает, что данное обстоятельство не делает неизбежной историко-философскую перспективу по отношению к философии языка, даже в рамках вводного курса. Для построения альтернативной перспективы на это философское направление автор предлагает набор тем, обсуждение которых, по его мнению, способно не только составить проблемно-ориентированный курс по философии языка. Эти темы, по мнению автора, также дают возможность разработать упражнения по философии языка, направленные не на контроль за усвоением фактической историко-философской информации, а на выработку конкретных аналитических навыков, которые нередко ассоциируются с т.н. «аналитическим аргументативным духом».
Ключевые слова: философия языка, семантика, преподавание.
DOI: 10.5840/dspl20181446
Список литературы:
- Barwise J., Cooper R. Generalized Quantifiers and Natural Language // Philosophy, Language, and Artificial Intelligence. Studies in Cognitive Systems / ed. by J. Kulas et al. Dordrecht: Springer, 1981. Vol. 2. P. 241–301. DOI: 10.1007/978–94-009‑2727-8_10.
- Donnellan K.S. Reference and Definite Descriptions // The Philosophical Review. 1966. Vol. 75. No. 3. P. 281–304.
- Grice G.P. Logic and Conversation // G.P. Grice. Studies in the Way of Words. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1989. P. 22–40.
- Horn L.R. A Natural History of Negation. Chicago: University of Chicago Press, 1989. 637 p.
- Kripke S.A. A Puzzle about Belief // Meaning and Use. Synthese Language Library (Texts and Studies in Linguistics and Philosophy) / ed. by Margalit. Dordrecht: Springer, 1979. Vol 3. P. 239–283. DOI: 10.1007/978–1-4020–4104-4_20.
- Kulyk O. Analytic Philosophy and Philosophy of Language: Instructor’s Manual with Student Exercises. Dnipro: LIRA, 2018. 108 p.
- Mill J.S. A System of Logic, Ratiocinative and Inductive: Being a Connected View of the Principles of Evidence and the Methods of Scientific Investigation. Longmans, Green, and Company, 1884. Vol. 1. 622 p.
- Quine W.V.O. Mathematical Logic. Revised edition. Cambridge: Harvard University Press, 1951. 364 p.
- Quinton A. Analytic Philosophy // The Oxford Companion to Philosophy / ed. by T. Honderich. Oxford: Oxford University Press, 1995. P. 28–30.
- Russell B. On Denoting // Mind. 1905. Vol. 56. No. 14. P. 479–493.
- Russell B. Mr. Strawson on Referring // Mind. 1957. Vol. 263. No. 66. P. 385–389.
- Strawson P.F. On Referring // Mind. 1950. Vol. 59. No. 235. P. 320–344.
- Tarski A. The Semantic Conception of Truth: and the Foundations of Semantics // Philosophy and Phenomenological Research. 1944. Vol. 4. No. 3. P. 341–376.
- von Fintel K. Would You Believe it? The King of France Is Back! (Presuppositions and Truth-value Intuitions.) // Descriptions and Beyond: an Interdisciplinary Collection of Essays on Definite and Indefinite Descriptions and Other Related Phenomena / ed. by A. Bezuidenhout, M. Reimer. Oxford: Oxford University Press, 2004. P. 269–296.