Культурные вызовы глобальной сети Интернет

Цуркан Евгений Геннадьевич
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Культурные вызовы глобальной сети Интернет

Аннотация. Статья посвящена анализу культурных вызовов, являющихся следствием введения в эксплуатацию новой информационной технологии – сети Интернет. Логика, имманентно присутствующая в протокольной структуре Интернета, обуславливает определенные формы творческой активности, которые могут осуществлять пользователи сети. Ключом к адекватному описанию протокольной организации сети является прояснение исторического контекста, в который были вписаны люди, создававшие эти протоколы. Пользователи, встроенные в определенную архитектуру Интернет-коммуникации, своим поведением поощряют некоторые формы творческой активности, в то время как другие формы, ставшие неликвидными в пространстве сети, оказываются на периферии сети. Целью данной работы является диагностика культурных вызовов, которые несет в себе логика сетевой коммуникации. Задачами данной работы являются: прояснение исторического контекста, в который были вписаны люди, создававшие Интернет-протоколы, фундирующие сеть; обнаружение и демонстрация взаимосвязи между протокольной организацией сети и формами коммуникации, установившимися в сети; эмпирическое исследование доминирующих культурных форм, специфичных для цифрового пространства; описание взаимообусловленности таких проблематичных и устойчивых трендов современности, как открытость Интернета, даровость информации, невозможность обеспечения соблюдения авторского права, распространение количественных критериев оценки качества контента, замена экспертного сообщества на «мудрость толпы», разрушение сложившейся культурной иерархии и постоянное ускорение информационного обмена. Методологической основой исследования являются метод исторического анализа, метод эмпирического исследования, цифровой метод анализа культуры создания и использования программного обеспечения, а также элементы контент-анализа и медиа-анализа.

Ключевые слова: Интернет, программное обеспечение, протокольная организация, копирайт, nobrow, мудрость толпы.

DOI10.5840/dspl20181450

Благодарности

Публикация подготовлена при поддержке РФФИ № 18–011-00980 «“Социальная эволюция” и “прогресс” как категории номо-тетического познания».

Список литературы:

  1. Барбрук Р. Интернет-революция / пер. с англ. Е. Мариничевой, Л. Левкович-Маслюка. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. 128 с.
  2. Бауман З. Индивидуализированное общество / пер с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Логос, 2005. 390 с.
  3. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / пер. с фр. С.З. Зенкина. М.: Добросвет, 2009. 387 с.
  4. Вирно П. Грамматика множества: к анализу форм современной жизни / пер. с итал. А.Г. Петрова. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. 144 с.
  5. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышление об Интернете, бизнесе и обществе / пер. с англ. А. Матвеева под ред. В. Харитонова. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 328 с.
  6. Кроненберг Д. Употреблено: роман / пер. с англ. Л. Трониной. М.: АСТ: CORPUS, 2015. 416 с.
  7. Ланир Д. Вы не гаджет. Манифест / пер. с англ. М. Кононенко. М.: Астрель: Cor­pus, 2011. 320 с.
  8. Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева. М.: Кучково поле, 2014. 464 с.
  9. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч., изд. 2. Т.1. М.: ГИПЛ, 1955. С. 414–429.
  10. Сибрук Дж. Nobrow. Культура маркетинга. Маркетинг культуры / пер. с англ. В. Козлова. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. 240 с.
  11. Сонтаг С. Смотрим на чужие страдания / пер. с англ. В. Голышева. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. 96 с.
  12. Стэндинг Г. Прекариат: новый опасный класс / пер. с англ. Н. Усовой. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. 328 с.
  13. Фишер М. Капиталистический реализм / пер. с англ. Д. Кралечкина. М.: Ультракультура 2.0, 2010. 144 с.
  14. Хардт М., Негри А. Множество: война и демократия в эпоху империи / пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Культурная революция, 2006. 559 с.
  15. Шуровьески Дж. Мудрость толпы. Почему вместе мы умнее, чем поодиночке, и как коллективный разум формирует бизнес, экономику, общество и государство / пер. с англ. В.Н. Логвинова. М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. 304 с.
  16. Hagstrom W. Gift giv­ing as an orga­niz­ing prin­ci­ple in sci­ence // Sci­ence in Con­text: Read­ings in the Soci­ol­o­gy of Sci­ence / ed. by B. Barnes, O. David. Cam­bridge: MIT Press, 1982. P. 21–34.
  17. Paris­er E. The Fil­ter Bub­ble: How the New Per­son­al­ized Web is Chang­ing What We Read and How We Think. Lon­don: Pen­guin, 2011. 304 p.
  18. Ray­mond E.S. The Cathe­dral & the Bazaar. Mus­ings on Lin­ux and Open Source by an Acci­den­tal Rev­o­lu­tion­ary. O’Reilly Media, 2001. 242 p.
  19. Shirky C. Cog­ni­tive Sur­plus: Cre­ativ­i­ty and Gen­eros­i­ty in a Con­nect­ed Age. L.: Pen­guin, 2010. 256 p.
  20. Zit­train J.L. The Future of the Inter­net – And How to Stop It. New Haven: Yale Uni­ver­si­ty Press, 2008. 342 p.

Комментарии запрещены.