Мимикрия пространственных форм современного города

Асташова Надежда Дмитриевна
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Коданина Анна Львовна
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Мимикрия пространственных форм современного города

Аннотация. Статья посвящена анализу нового типа городского пространства. Рассуждение строится на рассмотрении различных аспектов социально-пространственной организации современного города. Ставится цель выявить специфические особенности городского пространства в эпоху цифровых и информационных технологий, позволяющие сформулировать новое отношение к конструированию жизненного мира человека в техногенном обществе. Делаются выводы о том, что в современном мире формирование культурных форм напрямую связано с притоком новой информации; так, монументальный статичный образ города прошлых эпох оказывается исчерпан. Современная культура города – это беспрестанное обновление, движение информации, и архитектурные формы, выражая эту действительность, по сути, уже являются продуктом сложной инженерии: люди живут в среде технологических артефактов, образующих динамическое множество «сетей». Неоднозначность и подвижность социо-пространственных форм в ситуации ускорения городской жизни приводят к редукции восприятия смыслов городской среды, где первоначальное значение оказывается утерянным в «мозаичности» постоянных трансформаций пространства. В центре внимания оказывается эмоционально-эстетический аспект восприятия пространства, в котором форма формирует собственные планы реальности, наиболее точно, на наш взгляд, описываемые через биологическое понятие «мимикрии». Мимикрия становится своеобразным синтетическим языком, посредством которого современный человек вынужден «разговаривать» с перенасыщенной информацией в рамках предельно усложненной изменчивой среды. Таким образом, развитие техногенной цивилизации не просто поменяло наш образ жизни – изменился язык культуры и наше мышление. Принципы взаимодействия человека со средой перешли на принципиально иной уровень: формы современного города теперь призваны, скорее, отражать меняющееся состояние сознания человека, нежели выражать собственные смыслы. Мимикрия формы стала выражением прозрачности, виртуальности бытия нашего современника.

Ключевые слова: город, пространственная форма, техногенная цивилизация, виртуальность, цифровое общество, изменчивая реальность.

DOI10.5840/dspl20181454

Список литературы:

  1. Азизян И.А., Добрицина И.А., Лебедева Г.С. Теория композиции как поэтика архитектуры: монография. М.: Прогресс–Традиция, 2002. 568 с.
  2. Айзенман П., Колхас Р. Суперкритика. М.: Strel­ka Press, 2017. 218 с.
  3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. под ред. О.И. Шкартана. М.: ГУ-ВШЭ, 2000. 608 с.
  4. Никулина Ю.В. Семиотический аспект организации социального пространства современного города // Философия и социальные науки: научный журнал. 2008. № 2. С. 25–29.
  5. Раппапорт А.Г. Есть ли у архитектуры будущее? // Архитектура СССР. 1987. № 3. С. 82–85.
  6. Рябушин А.В. Ультрановизна с привкусом скандала (Рем Колхас) / А.В. Рябушин, В.Л. Хайт // Архитекторы рубежа тысячелетий. М.: Издательство «Искусство XXI век», 2005. C. 224–245.
  7. Середа Д. Теория медиа Маршалла Маклюэна: как мы оказались в глобальной деревне? // Моноклер. 21 июля 2017. URL: https://monocler.ru/teoriya-media-marshalla-maklyuena/ (дата обращения: 04.10.2018).
  8. Amin A., Thrift N. Cities: Reimag­in­ing the Urban. Cam­bridge: Poli­ty. 2002. 184 p.
  9. Bau­drillard J. Architek­tur: Wahrheit oder Radikali­tat? Essay 40. Graz: Lit­er­aturver­lag Droschl, 1999. 38 s.
  10. Expo 98. 6 Months before. Lis­boa, 1998. 63 p.
  11. Jencks Ch. Apho­risms on Pow­er // Archi­tec­tur­al Design. 1995. Vol. 65. No. 3, 4. P. 21–23.
  12. Jencks Ch. The Archi­tec­ture of the Jump­ing Uni­verse // Archi­tec­tur­al Design. 1997. Vol. 6, 7. No. 9. P. 52–57; No. 10. P. 44–51.
  13. Nor­berg-Schulz Ch. The Prospects of Plu­ral­ism // Archi­tec­tur­al Design. 1989. No. 11, 12. P. 9–13.

Комментарии запрещены.