Особенности стиля мышления в теологии: эпистемологический анализ

Дорожкин Александр Михайлович
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Ткачев Андрей Николаевич
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Особенности стиля мышления в теологии: эпистемологический анализ

Аннотация. Когда исследователи различной дисциплинарной направленности обсуждают вопрос о теологии, то складывается впечатление, будто сам предмет теологии уже выяснен. Между тем можно наблюдать, что под понятием «теология» понимаются очень разные вещи. И, соответственно, следствием подобного различия является непонимание и ряд недоразумений, связанных с тем, что речь идет о разном содержании данного понятия. Очевидно, что каждое из различных значений теологии имеет свою особую гносеологию. Данная статья посвящена рассмотрению вопроса о гносеологическом положении теологии в зависимости от того, какое придается значение данному понятию. Далее в статье рассматривается взаимоотношение некоторых значений «теологии», с одной стороны, и науки и философии – с другой. Сравнивается теологическая (имеются в виду такие варианты понимания «теологии», которые открыты рациональному осмыслению) и философская перспектива исследования. В связи с этим поднимается вопрос о допустимости различных вариантов рациональности, тех стилях теологической мысли, которые претендуют на рациональность своей позиции. Кроме того, в статье рассматривается тема гносеологического взаимодействия между разновидностями теологии, которые не ограничивают рациональность своего подхода, и теми видами теологии, которые полностью или частично отрицают право человеческого разума выступать в качестве теологического критерия. Отмечается, что разновидность теологии, близкая в гносеологическом смысле философии и науке, значительно менее распространена, и показывается, что она может представлять интерес для других видов теологии на базе уже существующей модели отношений между библейской и догматической теологией. Данная модель междисциплинарных теологических отношений и предлагается для взаимодействия между различными видами понимания теологии.

Ключевые слова: теология, рациональность, наука, философия, понимание, гносеология, гуманитарное знание, интерпретация.

DOI: 10.5840/dspl20181439

Список литературы:

  1. Альтицер Т. Смерть Бога. Евангелие христианского атеизма. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010. 224 с.
  2. Барт К. Очерк догматики / пер. с нем. Ю.А. Кимелева. СПб.: Алетейя, 1997. 272 с.
  3. Барт К. Послание к римлянам / пер. с нем. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2005. 580 с.
  4. Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. 336 с.
  5. Богдан С.С. Наука и религия как автономные формы познания // Современные исследования социальных проблем. 2016. № 3–2 (27). С. 272–293. DOI: 10.12731/2077–1770-2016–3-2–272-293.
  6. Ванхузер К. Дж. Искусство понимания текста. Литературоведческая этика и толкование Писания. Черкасы: Коллоквиум, 2007. 736 с.
  7. Вебер М. Избранные произведения / пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова. М.: Прогресс, 1990. 808 с.
  8. Гегель Г. Наука логики. М.: Мысль, 1998. 1072 с.
  9. Данн Дж. Д. Единство и многообразие в Новом Завете. Исследование природы первоначального христианства / пер. с англ. Н. Балашова, Г. Ястребова. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 1997. 526 с.
  10. Дильтей В. Собрание сочинений в 6 тт. Под ред. A.B. Михайлова и Н.С. Плотникова. Т. 1: Введение в науки о духе / пер. с нем. под ред. B.C. Малахова. М.: Дом интеллектуальной книги, 2000. С. 270–730.
  11. Дильтей В. Собрание сочинений в 6 тт. Под ред. A.B. Михайлова и Н.С. Плотникова Т.4: Герменевтика и теория литературы / пер. с нем. под ред. В.В. Бибихина и B.C. Малахова. М.: Дом интеллектуальной книги, 2001. 538 с.
  12. Куликов С.Б. Феноменологические принципы структурирования образов науки // Философия и культура. 2015. № 10. С. 1433–1440. DOI: 10.7256/1999–2793.2015.10.15441.
  13. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. Эдиториал УРСС, 2001. 256 с.
  14. Лонерган Б. Метод в теологии. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2010. 400 с.
  15. Лосев А.Ф. История античной эстетики (ранняя классика). М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2000. 424 с.
  16. Мак-Ким Д.К. Вестминстерский словарь теологических терминов / пер. с англ. М.: Республика, 2004. 503 с.
  17. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеал рациональности. Тбилиси: Лабиринт, 1994. 89 с.
  18. Невважай И.Д. Об автономии научного и богословского дискурсов // Эпистемология и философия науки. 2017. Т. 53. № 3. С. 140–151. DOI: 10.5840/eps201753353.
  19. Никифоров А.Л. Философия науки. История и теория. М.: Идея-Пресс, 2010. 264 с.
  20. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1998. 413 с.
  21. Савваитов П.И. Православное учение о способе толкования Священного Писания. СПб.: Типография Якова Трея, 1857. 162 с.
  22. Сидоров Г.Н., Шустова О.Б. Гносеологические проблемы взаимоотношения науки и религии в современном обществе // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6702 (дата обращения: 20.10.2018).
  23. Тиллих П. Динамика веры / П. Тиллих. Избранное: Теология культуры. М.: Юрист, 1995. 132–215.
  24. Тисельтон Э. Герменевтика. Черкасы: Коллоквиум, 2011. 430 с.
  25. Хабермас Ю. К логике социальных наук // Современная западная теоретическая социология. Вып. 1. Юрген Хабермас. М.: ИНИОН РАН, 1992. С. 29–56.
  26. Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия (Фрагменты) / пер. А.Б. Рахманова // Личность. Культура. Общество. 2004. № 1 (21). С. 303–312.
  27. Швырев В.С. Рациональность как ценность культуры. М.: Прогресс-Традиция, 2003. 176 с.
  28. Bak­er J.O. Pub­lic Per­cep­tions of Incom­pat­i­bil­i­ty between “Sci­ence and Reli­gion” // Pub­lic Under­stand­ing of Sci­ence. 2012. Vol. 21. Iss. 3. P. 340–353. DOI: 10.1177/0963662511434908.
  29. Eck­lund E.H. Sci­ence vs. Reli­gion: What Sci­en­tists Real­ly Think. N.Y., Oxford: Oxford Uni­ver­si­ty Press, 2010. 240 p.
  30. Eck­lund E.H, Park J., Sor­rell K. Sci­en­tists Nego­ti­ate Bound­aries between Reli­gion and Sci­ence // Jour­nal for the Sci­en­tif­ic Study of Reli­gion. 2011. Vol. 50. Iss. 3. P. 552–569. DOI: 10.1111/j.1468–5906.2011.01586.x.

Комментарии запрещены.