Понятие интеллектуальной добродетели как эпистемической нормы

Долматов Антон Владимирович
Институт философии РАН

Понятие интеллектуальной добродетели как эпистемической нормы

Аннотация. Понятие эпистемической нормы является важным как в дескриптивном исследовании познания, т.е. в объяснении познавательной деятельности через смену или развитие нормативных систем, определяющих критерии знания, так и в выполнении прескриптивной задачи эпистемологии, т.е. в задании некоторых норм, которые полагаются надежными в достижении знания. Однако само понятие нормы не является самоочевидным и однозначным. Существует множество подходов к описанию структуры и содержанию норм, которые, как правило, исследуются в этике. Целью же этой статьи является рассмотрение возможности конкретизации эпистемической нормы через понятие интеллектуальной добродетели. В середине ХХ века обращение к аристотелевскому учению о добродетелях смогло помочь справиться с рядом трудностей (к примеру, бессодержательность и необоснованность основных этических терминов), не-разрешимых в рамках основных этических программ, сформировавшихся в Новое время. Предполагается, что если источник трудностей в обосновании нормативной программы в этике и эпистемологии один и тот же, то этическая аргументация в пользу возвращения к аристотелевскому понятию добродетели может быть интересной и для эпистемологии. Данная аргументация прослеживается на примере работы Э. Энском. В работе рассматриваются два основных подхода к определению понятия интеллектуальной добродетели, которые принято сводить к «релайабилизму» (Э. Соса) и «респонсабилизму» (Л. Загзебски) в добродетельной эпистемологии. Предпочтение отдается именно второму подходу, т.к. в нем удается в наибольшей степени сохранить представление об ответственности познающего субъекта. Однако и это определение может быть дополнено представлением о вариатив-ности в содержании добродетелей, которое возможно в рамках подхода А. Макинтайра.

Ключевые слова: эпистемология, норматив-ность, добродетель, практика, этика.

DOI10.5840/dspl20181447

Список литературы:

  1. Аристотель. Евдемова Этика / пер. с др.-греч. Т.А. Миллер. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2011. 408 с.
  2. Касавин И.Т. Нормы в познании и познание норм // Epistemology&Philosophy of Sci­ence. Эпистемология и философия науки. 2017. Т. 54. №. 4. С. 9–19. DOI: 10.5840/eps201754461.
  3. Куренной В. Этика добродетели: предисловие к публикации // Логос. 2008. Т. 64. № 1. С. 59–69.
  4. Макинтайр А. После добродетели: исследования теории морали / пер. с англ. В.В. Целищева. М.: Академический проект, 2000. 384 с.
  5. Фуллер С. Социология интеллектуальной жизни: карьера ума внутри и вне академии / пер. с англ. С. Гавриленко, А. Морозова и П. Хановой. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. 384 c.
  6. Энском Э. Современная философия морали // Логос. 2008. Т. 64. №1. С. 70–91.
  7. Sosa E. The Raft and the Pyra­mid: Coher­ence ver­sus Foun­da­tions in the The­o­ry of Knowl­edge // Mid­west Stud­ies in Phi­los­o­phy. 1980. Vol. 5. Iss. 1. P. 3–26. DOI: 10.1111/j.1475–4975.1980.tb00394.x.
  8. Sosa E. Knowl­edge in Per­spec­tive. Select­ed Essays in Epis­te­mol­o­gy. Cam­bridge: Cam­bridge Uni­ver­si­ty Press, 1991. 298 p.
  9. Zagzeb­s­ki L. Virtues of the Mind: An Inquiry into the Nature of Virtue and the Eth­i­cal Foun­da­tions of Knowl­edge. Cam­bridge: Cam-bridge Uni­ver­si­ty Press, 1996. 365 p.

Комментарии запрещены.