Антиномия текста в интерфейсе: континуальность и дискретность

Родионова Анна Андреевна
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Антиномия текста в интерфейсе: континуальность и дискретность

Аннотация. В данной статье предлагается подход к рассмотрению текста в цифровой среде. Автор опирается на лингвистическое понимание текста как письменного сообщения, объективированного в виде письменного документа, состоящего из ряда высказываний, объединенных разными типами лексической, грамматической и логической связи. В статье выделяются особенности концептуального восприятия текста и сущностные свойства, обусловленные цифровыми условиями места его репрезентации. Для этого анализу подергаются основные параметры цифровой среды, конституирующие ее. На их основе выделяются связанные с материальностью этой среды особенности цифровой текстуальности – дискретность и вариативность. Для человека их проявление становится особенно заметным при контакте с интерфейсом, который, с одной стороны, осуществляет коммуникацию с человеком посредством текста, а с другой – предлагает текстовые массивы для взгляда и наблюдения. Опираясь на произведенный анализ, статья фокусируется на том, как именно текст в интерфейсе оказывается включен во взаимодействие с человеком, какие претерпевает ограничения и какие качества обретает. Это позволяет говорить об изменении концептуализации написанного – появляется другая модель восприятия текста, в которой он представлен как антиномичное явление, одновременно континуальное и дискретное. Вследствие этого трансформируется восприятие информации в целом и способов ее порождения. Автор статьи опирается на работы теоретиков медиа, таких как Лев Манович и Александр Гэллоуэй, а также на теорию когнитивной метафоры Дж. Лакоффа и М. Джонсона. 

Ключевые слова:континуальность, дискретность, текст, интерфейс, цифровая среда, медиа-теория, когнитивная метафора

DOI: 10.5840/dspl20192111

Список литературы:

  1. Глик Д. Информация. История. Теория. Поток / пер. с англ. М. Кононенко. М.: Издательство АСТ: CORPUS, 2016. 576 с.
  2. Гэллоуэй А.Р. Неработающий интерфейс // Медиа: между магией и технологией / под ред. Н. Сосна, К. Федоровой. М.; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2014. C. 252–288.
  3. Киттлер Ф. Оптические медиа: берлинские лекции 1999 года / пер. с нем. О. Никифорова и Б. Скуратова. М.: Логос/Гнозис, 2009. 272 с.
  4. Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем / пер. с англ. А.Н. Баранова, А.В. Морозовой; под ред. и с предисл. А.Н. Баранова. М.: Едиториал УРСС, 2004. 256 с.
  5. Маклюэн Г.М. Понимание медиа: внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева. 4-е изд. М.: Кучково поле, 2014. 464 с.
  6. Манович Л. Язык новых медиа / пер. с англ. Д. Кульчицкой. М.: Ад Маргинем Пресс, 2018. 399 с.
  7. Остин Д. Три способа пролить чернила: философские работы / пер. с англ. В. Кирющенко. СПб.: Алетейя, 2006. 335 с.
  8. Aarseth E.J. Cyber­text. Per­spec­tives on Ergod­ic Lit­er­a­ture. Bal­ti­more: The Johns Hop­kins Uni­ver­si­ty Press, 1997. 216 p.
  9. Clarke B. Neo­cy­ber­net­ics and Nar­ra­tion. Min­neapo­lis, L.: Uni­ver­si­ty of Min­neso­ta Press, 2014. 248 p.
  10. Gal­loway A.R. The Inter­face Effect. Cam­bridge, UK: Poli­ty Press, 2012. 200 p.
  11. Mon F. Texte uber Texte. Neuwied. Berlin: Luchter­hand, 1970. 142 s.
  12. Soft­ware Stud­ies: A Lex­i­con / ed. by M. Fuller. Cam­bridge, Mass.: The MIT Press, 2008. 352 p.
  13. Kac E. (ed.). Media Poet­ry: An Inter­na­tion­al Anthol­o­gy. Bris­tol: Intel­lect Books, 2007. 288 p.

Комментарии запрещены.