Исакова Инна Александровна
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Янак Алина Леонидовна
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Информатизация и гаджетизация современного общества и детства
Аннотация. Рассматриваются процессы информатизации и гаджетизации общества и детства. Целью исследования является описание основных тенденций и эффектов интеграции информационного и технологического компонентов в повседневную, семейную, социальную, производственную, экономическую, политическую и культурную сферы жизнедеятельности общества. Среди задач исследования необходимо отметить выделение направлений воздействия данных процессов, выявление и описание их позитивных и негативных эффектов, их про-явления в обществе в целом; при этом акцент делается на детях как наиболее подвижной («быстро впитывающей» тренды и инновации) и одновременно уязвимой социально-демографической группе, обладающей меньшим адаптационным потенциалом, чем взрослые. Представлены выводы по результатам тематических исследований (в том числе с участием авторов), проведенных методами социологических опросов и глубинных интервью. Изучение материалов исследования показывает, что информатизация и особенно гаджетизация действительно являются актуальными и одновременно недостаточно изученными темами. Вместе с тем, это весьма неоднозначные процессы. Среди их положительных последствий – расширение возможностей для самореализации и самопрезентации, удовлетворения когнитивных потребностей, а также наращивание ресурсности, мобильность; среди отрицательных – бесконечный поток информации (в том числе вредящей здоровью), требующий новых особых навыков фильтрации, актуализация проблемы информационной безопасности, клиповость (фрагментарность/поверхностность мышления) подрастающего поколения, подмена реальных социальных связей и идентичностей виртуальными, трансформация статусной атрибутики и др. В заключение отмечается, что в эпоху цифровых технологий именно взрослым надлежит ориентировать, наставлять детей. В частности, родителям необходимо осуществлять гибкий контроль за детьми, помогать им путем информационного саморазвития, рефлексии, проявления внимания к потребностям и интересам детей, конструирования чутких, доверительных, эмоционально насыщенных взаимных контактов.
Ключевые слова: информатизация, информационное общество, гаджет, детство, гаджетизация детства, социальные сети, информационная безопасность
DOI: 10.5840/dspl20192114
Список литературы:
- ФЗ от 29.12.2010. N436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью» // «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/ (дата обращения: 11.10.2018).
- Роль виртуальных социальных сетей в жизни современного школьника. Отчет по итогам НИР / Аржаных Е.В., Задорин И.В., Колесникова Е.Ю., Гуркина О.А., Новикова Е.М., Мальцева Д.В. М.: МГППУ, Лаборатория мониторинговых исследований, 2014. 107 с.
- Баранова Н. Мировые digital-тренды: как интернет распространяется по земному шару // Теплица социальных технологий. 16.02.2017. URL: https://te-st.ru/2017/02/16/global-digital-trends-2017/ (дата обращения: 25.10.2018).
- Горячева Е.А., Лазебная К.П. Потребление как феномен передачи long-dated символов. Точки соприкосновения теории символического П. Сорокина и медиологии Р. Дэбре // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 14. № 5. С. 108–120.
- Изместьева Н.Н. Клиповое сознание и образовательные технологии: к постановке проблемы // Вестник ИжГТУ им. М.Т. Калашникова. 2016. Т. 19. № 1. С. 87–90.
- Ильин А.Н. Концепт безудержного потребления (структурный анализ) // Общественные науки и современность. 2012. № 2. С. 161–169.
Информационное общество: востребованность информационно-телекоммуникационных технологий населением России / Г.И. Абдрахманова, Л.М. Гохберг, Г.Г. Ковалева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2015. 120 с. - Кошель В.А., Сегал А.П. «Клиповое мышление» как форма обыденного сознания // Международный академический вестник. 2015. № 4 (10). С. 15–23.
- Лагодина Е.В. Настоящее и будущее российских общественных пространств // Российский психологический журнал. 2013. Т. 10. № 4. С. 62–69. DOI: 10.21702/rpj.2013.4.8.
- Мерзляков С.С. Клиповое сознание – это не плохо? Клиповое сознание – это хорошо? // Философия хозяйства. 2016. № 1 (103). С. 256–263.
- Митягина Е.В., Долгополова Н.С. «Клиповое сознание» молодежи в современном информационном обществе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2009. № 3 (15). С. 53–59.
- Новикова А. Как флешмоб с обливанием ледяной водой захватил весь мир // Комсомольская правда. 25.08.2014. URL: https://www.nnov.kp.ru/daily/26273.5/3150961/ (дата обращения: 11.10.2018).
- Обухова Ю.О. Мобильный телефон как средство самопрезентации в межличностной коммуникации // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 14. № 2. С. 119–138.
- Пашков А.Г. Информационная «гаджетизация» как проблема личности и общества: куда ведут человека электронные коммуникаторы? // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2015. № 4 (27). С. 262–266.
- Платонова Е.Д. Экономическая модель будущего России: теоретико-методологический вектор разработки // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. №4 (29). URL: https://naukovedenie.ru/PDF/77EVN415.pdf (дата обращения: 11.10.2018). DOI: 10.15862/77EVN415.
- Пономарева А.М., Михеева Т.С. Брендинг детских продуктов как инструмент холистического маркетинга: постановка проблемы, основная гипотеза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 24. С. 61–65.
- Ритцер Дж. Макдональдизация общества 5 / пер. с англ. А.В. Лазарева. М.: Издательская и консалтинговая группа «Праксис», 2011. 592 с.
- Суходолов А.П., Бычкова А.М. Освещение суицидальной тематики в средствах массовой информации в свете правовых ограничений и социальной значимости проблемы // Вопросы теории и практики журналистики. 2016. Т. 5. № 4. С. 588–606. DOI: 10.17150/2308–6203.2016.5(4).588–606.
- Шеметова Т.Н. Клиповое интернет-сознание как тип пралогичного мышления // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 4–2. С. 254–259.
- Щекотуров А.В. Конструирование виртуальной гендерной идентичности: автореф. дисс. к.соц.н.: 22.00.04 / Нижегород. гос. ун-т. Н. Новгород, 2013. 23 с.
- Уэбстер Ф. Теории информационного общества / пер. с англ. М.В. Арапова, Н.В. Малыхиной; под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2004. 400 с.
- Якубовская К. «Рациональные добряки». Социолог – о том, как живет современная молодежь. Интервью с директором Центра Молодежных исследований НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург, д.с.н. Е.Л. Омельченко // Газета «Аргументы и факты». 09.04.2018. URL: http://www.spb.aif.ru/society/people/racionalnye_dobryaki_sociolog_o_tom_kak_zhivet_sovremennaya_molodezh (дата обращения: 09.10.2018).
- Ariani H.B, Permana G. Wisely Using Gadget for Parents in Family Environment Campaign Design // 4th Bandung Creative Movement International Conference on Creative Industries. 2017. Vol. 41. P. 331–334. DOI: 10.2991/bcm-17.2018.64.
- Lanigan J.D. A Sociotechnological Model for Family Research and Intervention: How Information and Communication Technologies Affect Family Life // Marriage & Family Review. 2009. Vol. 45. Iss. 6–8. P. 587–609. DOI: 10.1080/01494920903224194.
- Patrikakou E.N. Parent Involvement, Technology, and Media: Now What? // School Community Journal. 2016. Vol. 26. No. 2. P. 9–24.