«Макдональдизация» российского подростка: эффект социальных медиа

Щекотуров Александр Вячеславович
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

«Макдональдизация» российского подростка: эффект социальных медиа

Аннотация. Статья посвящена критическому переосмыслению роли социальных медиа в конструировании подростками виртуального пространства и своего места в нем. Рассматривая социальные медиа как часть системы общества потребления, автор ставит своей целью определить их социализирующий потенциал в контексте виртуальной повседневности подростка. Информационной базой послужил корпус отечественных исследований поведения подростков в сети Интернет. В качестве теории, способной эксплицировать практики использования социальных медиа в условиях становления общества потребления, была взята концепция макдональдизации общества Джорджа Ритцера. Выявлено, что «макдональдизи-рованное» влияние социальных медиа характеризуется поощрением создания шаблонной виртуальной самопрезентации, упрощением виртуальной коммуникации, переносом в виртуальное измерение некоторых форм человеческих отношений и элиминированием их ценности (например, net-дружба), а также трансформацией механизмов общественного признания. Автор выдвигает предположение о том, что влияние социальных медиа, с одной стороны, формирует у подрастающего поко-ления способность находить сетевые ресурсы и сетевые решения поставленной задачи, однако с другой стороны, ограничивает креативный взгляд подростка, поощряя создание новых форм или дизайнерских находок, по сути копируя то, что кем-то уже ранее было предложено. 

Ключевые слова: макдональдизация общества, социальные медиа, подросток, самопрезентация, виртуальная коммуникация, net-дружба

DOI: 10.5840/dspl20192116

Благодарности
Работа выполнена в рамках исследования «Механизмы смыслообразования и текстуализации в социальных нарративных и перформативных дискурсах и практиках» при поддержке гранта Российского научного фонда №18–18-00442 в Балтийском федеральном университете им. им. Канта.

Список литературы:

  1. Абросимова Е.Е. Детский сегмент видеоблогосфе-ры: структура, функции и влияние на социализацию. Дис… к. соц. н. / Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Нижний Новгород, 2018. 160 с. URL: https://diss.unn.ru/files/2018/881/diss-Abrosimova-881.pdf (дата обращения: 11.02.2019)
  2. Роль виртуальных социальных сетей в жизни современного школьника. Отчет по итогам НИР / Аржаных Е.В., Задорин И.В., Колесникова Е.Ю., Гуркина О.А., Новикова Е.М., Мальцева Д.В. М.: МГППУ, Лаборатория мониторинговых исследований, 2014. 107 с.
  3. Артамонова А.В. Макдональдизация семьи // Университетский научный журнал. 2013. № 6. С. 26–33.
  4. Больц Н. Азбука медиа / пер. с нем. Л. Ионин, А. Черных. М.: Европа. 2011. 136 с.
  5. Доверяете ли Вы новостным, аналитическим и официальным сайтам в Интернете? (Всероссийский опрос) // ВЦИОМ. 24.04.2017. URL: https://wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=1164&q_id= 78135&date=24.04.2017 (дата обращения: 11.07.2018).
  6. Доверяете ли Вы социальным сетям и блогам в интернете? Всероссийский опрос // ВЦИОМ. 24.04.2017. URL: https://wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=1164&q_id=78136&date=24.04.2017 (дата обращения: 11.07.2018).
  7. Каждому возрасту свои сети (Всероссийский опрос) // ВЦИОМ. 12.02.2018. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116691 (дата обращения: 11.07.2018)
  8. Вьялкин С.А. «Доступность», «копия», «игра» в современных представлениях о рациональности // Социальные и духовные основания существования человека в современном обществе: Сборник научных трудов. Саратов, 2018. С. 143–149.
  9. Давыдова С.И. Макдональдизация высшего образования // Проблемы высшего образования. 2018. № 1. С. 15–17.
  10. Королева Д.О. Исследование повседневности современных подростков: присутствие в социальных сетях как неотъемлемая составляющая общения // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5. № 2. С. 55–61.
  11. Лунева О.С. Концепции постмодерна в анализе основных тенденций развития современной российской системы здравоохранения // Экономика и социум: современные модели развития. 2011. № 2. С. 74–79.
  12. Никитин А.П. Макдональдизация высшего образования // Идеи и идеалы. 2018. Т. 2. № 3. С. 221–232.  DOI: 10.17212/2075–0862-2018–3.2–221-232.
    Пестрякова П.Д. Макдональдизация в издательском деле // Труды ГПНТБ СО РАН. 2016. № 11. С. 82–88.
  13. Похомова А.А. Влияние макдональдизации как социального процесса на феномен волонтерской деятельности // Вестник МДУ им. А.А. Куляшова. 2017. № 1 (49). С. 51–55.
  14. Ритцер Дж. Макдональдизация общества 5 / пер. с англ. А.В. Лазарева. М.: Праксис, 2011. 592 с.
  15. Солдатова Г., Лебешева М. Опасное любопытство. Кто и как попадает на сайты, несущие угрозу для здоровья школьников // Дети в информационном обществе. 2011. № 8. С. 46–55.
  16. Солдатова Г. Наедине со всеми // Дети в информационном обществе. 2012. № 11. С. 60–67.
  17. Солдатова Г., Олькина О. Кому мне от-крыться? Друг, виртуальный друг и просто знакомый: какая между ними разница? // Дети в информационном обществе. 2015. № 22. С. 28–35.
  18. Солдатова Г. Дети в интернете: онлайн-риски и киберагрессия // Files.runet. 2017. URL: http://files.runet-id.com/2017/riw/presentations/2nov.riw17-blue.11–00–soldatova.pdf (дата обращения: 11.07.2018).
  19. Цымбаленко А., Шариков А., Майорова-Щеглова С., Макеев П. Влияние Интернета на российских подростков и юношество в контексте развития российского информационного пространства. Результаты социологического исследования. М.: Лига юных журналистов, 2012. URL: http://krcdo.my1.ru/_ld/1/141_vliyanieinterne.pdf (дата обращения: 11.02.2019).
  20. Щекотуров А.В. WEB 2.0: особенности, стратегии и технологии гендерной социализации подростков в сети Интернет // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 4–1. С. 437–444.
  21. Щекотуров А.В. Конструирование подростками виртуальной гендерной идентичности. Автореф. дис… к. соц. н. / Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Нижний Новгород, 2013. 22 с.
  22. Чем живет новое поколение: статистика о россий-ской молодежи. IPSOS. Исследование аудитории Google: подростки и мо-лодежь. Сентябрь 2016. URL: https://www.google.ru/ url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=2&ved=2ahUKEwiR_qC5m7PgAhXRJpoKHbdpAdIQFjABegQIBRAC&url=https%3A%2F%2Fwww.thinkwithgoogle.com%2F_qs%2Fdocuments%2F3169%2F00404_Google_Youth_Study_RU.pdf&usg=AOvVaw0PTg1tGmGS2DJmf4yuT0BD (дата обращения: 11.02.2019).
  23. Howe N., Strauss W. Gen­er­a­tions: The His­to­ry of America’s Future, 1584 to 2069. N. Y.: William Mor­row & Com­pa­ny Inc., 1991. 538 p.
  24. Pren­sky M. Dig­i­tal Natives, Dig­i­tal Immi­grants // On the Hori­zon. 2001. Vol. 9. No. 5. URL: https://www.marcprensky.com/writing/Prensky%20-%20Digital%20Natives,%20Digital%20Immigrants%20-%20Part1.pdf (дата обращения: 11.02.2019).
  25. Van­der­burg W.H. Our War on Our­selves. Toron­to: Uni­ver­si­ty of Toron­to Press, 2011. 400 p.

Комментарии запрещены.