Проекты прото-мегасайенс как процесс конструирования коллективного субъекта познания

Масланов Евгений Валерьевич 
Институт философии РАН

Проекты прото-мегасайенс как процесс конструирования коллективного субъекта познания

Аннотация. В статье анализируется влияние проектов прото-мегасайенс на конструирование коллектив- ного субъекта познания. На основе анализа функционирования проектов «большой науки» делается вывод о том, что в большинстве проектов можно говорить о формировании сообщества активно взаимодействующих друг с другом исследователей. Однако в проектах по решению научно-технических задач, связанных с вопросами обороноспособности раз- личных государств или разработки коммерческих технологий, мы не можем говорить о формировании коллективного субъекта познания. Говорить о формировании коллектив- ного субъекта познания можно только в случае реализации фундаментальных исследовательских проектов, в которых принимают уча- стие представители разных стран. Структура таких проектов подразумевает равенство
представляющих разные страны ученых. Это создает благоприятные условия для формирования коллективного субъекта познания.

Ключевые слова:коллективный субъект познания, прото-мегасайенс, большая наука, мегасайенс, международное сотрудничество

DOI: 10.5840/dspl20192221

Список литературы:

  1. Feyn­man R.P. “Sure­ly You’re Jok­ing, Mr. Feyn­man!” Adven­tures of a Curi­ous Char­ac­ter. N.Y.: W.W. Nor­ton & Com­pa­ny, 1985. 350 p.
  2. Hod­de­s­on L., Kolb A.W., West­fall C. Fer­mi­lab: Physics, the Fron­tier, and Mega­science. Chica­go: Uni­ver­si­ty of Chica­go Press, 2008. 497 p.
  3. Pron­skikh V. E-36: The First Pro­to-Mega­science Exper- iment at NAL // Physics in Per­spec­tive. 2016. Vol. 18. No. 48. P. 357–378. DOI: 10.1007/s00016-016‑0192-1.
  4. Shapin S. The Sci­en­tif­ic Life: A Moral His­to­ry of a Late Mod­ern Voca­tion. Chica­go, IL: Chica­go Uni­ver­si­ty Press, 2008. 486 p.

Комментарии запрещены.