Маслов Вадим Михайлович
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Время В.А. Кутырева: Сова Минервы вылетает в последние сумерки
Аннотация. В статье продолжается философское осмысление недавней крупной работы нижегородского философа В.А. Кутырева. В критическом разборе В.М. Розина принимаются ключевые пункты книги и творчества В.А. Кутырева («бытие», «небытие», «негативные последствия научно-технического развития», «философ-ский дискурс»), но отрицаются итоговые вы-воды. Понимание «бытия» и «небытия» В.А. Кутыревым дается в русле онтологического открытия Парменида и общей критики метафизики М. Хайдеггером. Новизна идей В.А. Кутырева в том, что современное научно-техническое развитие утверждает возможность пост- и вне-человеческой трансформации и возможное завершение истории человечества. Абстрактное «небытие» Парменида трансформируется в форму «инобытия» постлюдей и искусственного интеллекта. В.А. Кутырев осмысливает «негативные последствия научно-технического развития» как убыстряющуюся трансформацию техногенной цивилизации в постчеловеческую форму. Будущее никому не известно, но переход от человека к постчеловеку становится все более обоснованным. Как нам представляется, вся философия, начиная с Фалеса, должна быть заново продумана на предмет ее причастности к человеческому бытию/небытию. Значимость поднимаемых проблем требует дополнять классические, рациональные стратегии философского дискурса неклассическими. Художественность, публицистичность творчества В.А. Кутырева, на наш взгляд, является достойным примером последнего. В.А. Кутырев одним из первых отечественных (и мировых) философов начал борьбу с трансгуманизмом, современной формой постчеловеческой теории и практики. Вышедшая книга В.А. Кутырева еще раз подтверждает его статус ведущего философа в области судьбоносного вопроса современного человечества: быть или не быть?
Ключевые слова: бытие, небытие, техногенная цивилизация, трансгуманизм, человеческое, постчеловеческое, внечеловеческое, философия, катастрофа, посттехногенная цивилизация
DOI: 10.5840/dspl20192231
Список литературы:
- Бостром. Н. FAQ по трансгуманизму. URL: http://transhuman.ru/faq (дата обращения: 06.12.2018).
- Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М.: МГУ, 1986. 248 с.
- Кутырев В.А. Человек в постчеловеческом мире: проблема выживания // Природа. 1989. № 5. С. 3–10.
- Кутырев В.А. Сова Минервы вылетает в сумерки (Избранные философские тексты XXI века). СПб: Алетейя, 2018. 526 с.
- Лосев А.Ф. История античной эстетики (ранняя классика). М.: Высшая школа, 1963. 583 с.
- Маслов В.М. Теория посттехногенной цивилизации как основа инновационного развития и сохранения человека // Революция и эволюция: модели развития в науке, культуре, социуме: сборник научных статей. Н. Новгород: ННГУ, 2017. С. 171–173.
- Маслов В.М. Эпистемологический релятивизм в эпоху рисков и ответственности // Эпистемология сегодня. Идеи, проблемы, дискуссии: монография / под ред. чл.-корр. РАН И.Т. Касавина, Н.Н. Ворониной. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, 2018. С. 217–222.
- Розин В.М. Размышление, инициированное знакомством с книгой В.А. Кутырева «Сова Минервы вылетает в сумерки. Избранные философские тексты XXI в.» // The Digital Scholar: Philosopher’s Lab / Цифровой ученый: лаборатория философа. 2018. Т. 1. № 2. С. 171–179. DOI: 10.5840/dspl20181226.
- Степин В.С. Философия // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 4. М.: Знание, 2010. С. 195–200.
- Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / сост. А.В. Лебедев. М.: Наука, 1989. 576 с.
- Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции / пер. с англ. М.Б. Левина. М.: ACT, ЛЮКС, 2004. 349 с.
- Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления / пер. с нем. В.В. Бибихина. М.: Республика, 1993. 447 с.
- Чанышев А.Н. История философии Древнего мира: Учебник для вузов. М.: Университетский проект, 2005. 608 с.