Дорожкин Александр Михайлович
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Шибаршина Светлана Викторовна
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Философская магистратура в контексте современности: вызовы и перспективы
Аннотация. В данной статье исследуется ряд вопросов, связанных с трансформацией современной философской магистратуры в контексте общих преобразований университетского образования, на примере ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Авторы кратко прослеживают историю развития магистратуры по философии в данном университете, акцентируя внимание на причинах ее создания, связанных прежде всего с логи-кой гумбольдтовской модели высшего образования. Указывается, что новая концепция магистратуры была предложена в контексте как общих социально-экономических и культурных вызовов времени, так и сопутствующих этому новых тенденций в области высшего образования, включая современные модели университета и преобладание институционального прагматизма. Авторы исследуют проблему более адекватных современности способов и инструментов организации курсов и преподавания в философской магистратуре, акцентируя внимание в том числе на проектном обучении, а также возможные пути профессиональной реализации выпускников философской магистратуры. В контексте последней задачи рассматривается ряд прагматистских подходов к вопросу о возможной трансформации академической философии в сторону более активного взаимодействия с учеными, инженерами, политиками и представителями других социальных групп для решения актуальных проблем современности (Р. Фродеман, А. Бриггл), включая участие философов в междисциплинарных научно-исследовательских проектах (Н. Туана), а также в социально-гуманитарной экспертизе.
Ключевые слова: высшее образование, магистратура по философии, Гумбольдтовский университет, цифровые технологии, институциональный прагматизм
DOI: 10.5840/dspl20192332
Благодарности
Исследование выполнено по гранту РНФ № 18–18-00238, «Негумбольтовские зоны обмена: идея и проект новой научной инфраструктуры».
Список литературы:
- Дорожкин А.М. Магистратура по философии на факультете социальных наук ННГУ: первый опыт и перспективы // Вестник ННГУ. Серия: Инновации в образовании. 2000. Вып. 1. С. 161–165.
- Дорожкин А.М. О возможностях и роли философской магистратуры как формы, продолжающей естественно-научное и гуманитарное образование. Вестник ННГУ. Серия: Инновации в образовании. 2003. Вып. 1(4). С. 180–185.
- Дорожкин А.М. Философ как медиатор // The Digital Scholar: Philosopher’s Lab / Цифровой ученый: лаборатория философа. 2018. Т. 1. № 2. С. 6–23. DOI: 10.5840/dspl20181213.
- Касавин И.Т. Зоны обмена как предмет социальной философии науки // Epistemology & Philosophy of Science / Эпистемология и философия науки. 2017. Т. 51. № 1. С. 8–17. DOI: 10.5840/eps20175111.
- Кларк Б.Р. Поддержание изменений в университетах. Преемственность кейс-стади и концепций / пер. с англ. Е. Степкиной. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. 312 с.
- Кузнецова Т.А., Репп П.Н. Мысленный эксперимент как метод познания // Успехи современной науки. 2016. Т. 4. № 8. С. 129–133.
- Лекторский В.А. Человек и культура. Избранные статьи. СПб. СПбГУП, 2018. 635 с.
- Неборский Е.В. Реконструирование модели университета: переход к формату 4.0 // Интернет-журнал «Мир науки». 2017. Т. 5. № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/26PDMN417.pdf (дата обращения: 07.06.2019).
- Никифоров А.Л. Философия для любознательных. М.: Кнорус, 2018. 163 с.
- Порус В.Н. Философия науки для аспирантов: experimentum crucis // Epistemology & Philosophy of Science / Эпистемология и философия науки. 2007. № 4. С. 63–82.
- Сапрыкин Д.Л. Значение и смысл понятия «образование» (на примере немецкой философии конца XVIII–начала XIX в.) // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2008. № 1. С. 19–42.
- Хокинг С., Млодинов Л. Высший замысел / пер. с англ. М. Кононова. СПб.: Амфора, 2013. 208 с.
- Шибаршина С.В. «Полевая» философия и проблема взаимодействия между философами и различными социальными группами // The Digital Scholar: Philosopher’s Lab / Цифровой ученый: лаборатория философа. № 1. Т. 1. 2018. С. 190–211. DOI: 10.5840/dspl20181112.
- Briggle A. A Field Philosopher’s Guide to Fracking: How One Texas Town Stood Up to Big Oil and Gas. N.Y.: Liveright Publishing Corp, W.W. Norton & Company, 2015. 352 p.
- Briggle A., Frodeman R. Changes in Science Policy Make Philosophy Inevitable // Social Epistemology Review and Reply Collective. October 16, 2016. URL: http://wp.me/p1Bfg0-3gA (дата обращения: 20.05.2019).
- Buchanan B., Bastian M., Chrulew M. Introduction: Field Philosophy and Other Experiments // Parallax. 2018. Vol. 24. No. 4. P. 383–391. DOI: 10.1080/13534645.2018.1546715.
Collins et al, 2007 – Collins H., Evans R., Gorman M. Trading Zones and Interactional Expertise // Studies in History and Philosophy of Science. 2007. Vol. 38. No. 4. P. 657–666. DOI: 10.1016/j.shpsa.2007.09.003. - Collins H., Evans R. Interactional Expertise and the Imitation Game // Trading Zones and Interactional Expertise. Creating New Kinds of Collaboration / ed. by M.E. Gorman. Cambridge: MIT Press, 2010. P. 53–70.
- Frodeman R., Briggle A., Holbrook J.B. Philosophy in the Age of Neoliberalism // Social Epistemology. 2012. Vol. 26. No. 3–4. P. 311–330. DOI: 10.1080/02691728.2012.722701.
- Frodeman R., Briggle A. Socrates Tenured: The Institutions of 21st Century Philosophy. Lanham, MD: Rowman and Littlefield, 2016. 167 p.
- Galison P. Trading Zone. Coordinating Action and Belief // The Science Studies Reader / ed. by M. Biagioli. N.Y.: Routledge, 1999. P. 137–160.
- Universities in the Flux of Time: An Exploration of Time and Temporality in University Life / ed. by P. Gibbs, O.-H. Ylijoki, C. Guzmán-Valenzuela, R. Barnett. L., N.Y.: Routledge, 2015. 208 p.
- Kasavin I. Gift versus Trade: On the Culture of Science Communication. Philosophy of the Social Sciences (in print). First Published August 1, 2019. DOI: 10.1177/0048393119864698.
- Mäntysalo R., Akkila I., Balducci A. Normative Planning Research in a Material World? Trading Zones and Assemblages // Planning for a Material World / ed. by L. Lieto, R.A. Beauregard. N.Y.: Routledge, 2016. P. 132–146.
- Nakagawa K., Takata M., Kato K., Matsuyuki T., Matsuhashi T. A University–Industry Collaborative Entrepreneurship Education Program as a Trading Zone: The Case of Osaka University // Technology Innovation Management Review. 2017. Vol. 7. No. 6. P. 38–49. DOI: 10.22215/timreview/1083.
- Scott C.D. The Death of Philosophy: A Response to Stephen Hawking // South African Journal of Philosophy. 2012. Vol. 31. No. 2. P. 384–404. DOI: 10.1080/02580136.2012.10751783.
- Thagard P. Being Interdisciplinary: Trading Zones in Cognitive Science // Interdisciplinary Collaboration: An Emerging Cognitive Science / ed. by S.J. Derry, C.D. Schunn, M.A. Gernsbacher. Mahwah, NJ: Erlbaum, 2005. P. 317–339.
- Tuana N. Embedding Philosophers in the Practices of Science: Bringing Humanities to the Sciences // Synthese. 2013. Vol. 190. No. 11. P. 1955–1973. DOI: 10.1007/s11229-012‑0171-2.