Философская магистратура в контексте современности: вызовы и перспективы

Дорожкин Александр Михайлович
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Шибаршина Светлана Викторовна
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Философская магистратура в контексте современности: вызовы и перспективы

Аннотация. В данной статье исследуется ряд вопросов, связанных с трансформацией современной философской магистратуры в контексте общих преобразований университетского образования, на примере ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Авторы кратко прослеживают историю развития магистратуры по философии в данном университете, акцентируя внимание на причинах ее создания, связанных прежде всего с логи-кой гумбольдтовской модели высшего образования. Указывается, что новая концепция магистратуры была предложена в контексте как общих социально-экономических и культурных вызовов времени, так и сопутствующих этому новых тенденций в области высшего образования, включая современные модели университета и преобладание институционального прагматизма. Авторы исследуют проблему более адекватных современности способов и инструментов организации курсов и преподавания в философской магистратуре, акцентируя внимание в том числе на проектном обучении, а также возможные пути профессиональной реализации выпускников философской магистратуры. В контексте последней задачи рассматривается ряд прагматистских подходов к вопросу о возможной трансформации академической философии в сторону более активного взаимодействия с учеными, инженерами, политиками и представителями других социальных групп для решения актуальных проблем современности (Р. Фродеман, А. Бриггл), включая участие философов в междисциплинарных научно-исследовательских проектах (Н. Туана), а также в социально-гуманитарной экспертизе.

Ключевые слова: высшее образование, магистратура по философии, Гумбольдтовский университет, цифровые технологии, институциональный прагматизм

DOI: 10.5840/dspl20192332

Благодарности

Исследование выполнено по гранту РНФ № 18–18-00238, «Негумбольтовские зоны обмена: идея и проект новой научной инфраструктуры».

Список литературы:

  1. Дорожкин А.М. Магистратура по философии на факультете социальных наук ННГУ: первый опыт и перспективы // Вестник ННГУ. Серия: Инновации в образовании. 2000. Вып. 1. С. 161–165.
  2. Дорожкин А.М. О возможностях и роли философской магистратуры как формы, продолжающей естественно-научное и гуманитарное образование. Вестник ННГУ. Серия: Инновации в образовании. 2003. Вып. 1(4). С. 180–185.
  3. Дорожкин А.М. Философ как медиатор // The Dig­i­tal Schol­ar: Philosopher’s Lab / Цифровой ученый: лаборатория философа. 2018. Т. 1. № 2. С. 6–23. DOI: 10.5840/dspl20181213.
  4. Касавин И.Т. Зоны обмена как предмет социальной философии науки // Epis­te­mol­o­gy & Phi­los­o­phy of Sci­ence / Эпистемология и философия науки. 2017. Т. 51. № 1. С. 8–17. DOI: 10.5840/eps20175111.
  5. Кларк Б.Р. Поддержание изменений в университетах. Преемственность кейс-стади и концепций / пер. с англ. Е. Степкиной. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. 312 с.
  6. Кузнецова Т.А., Репп П.Н. Мысленный эксперимент как метод познания // Успехи современной науки. 2016. Т. 4. № 8. С. 129–133.
  7. Лекторский В.А. Человек и культура. Избранные статьи. СПб. СПбГУП, 2018. 635 с.
  8. Неборский Е.В. Реконструирование модели университета: переход к формату 4.0 // Интернет-журнал «Мир науки». 2017. Т. 5. № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/26PDMN417.pdf (дата обращения: 07.06.2019).
  9. Никифоров А.Л. Философия для любознательных. М.: Кнорус, 2018. 163 с.
  10. Порус В.Н. Философия науки для аспирантов: exper­i­men­tum cru­cis // Epis­te­mol­o­gy & Phi­los­o­phy of Sci­ence / Эпистемология и философия науки. 2007. № 4. С. 63–82.
  11. Сапрыкин Д.Л. Значение и смысл понятия «образование» (на примере немецкой философии конца XVIII–начала XIX в.) // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2008. № 1. С. 19–42.
  12. Хокинг С., Млодинов Л. Высший замысел / пер. с англ. М. Кононова. СПб.: Амфора, 2013. 208 с.
  13. Шибаршина С.В. «Полевая» философия и проблема взаимодействия между философами и различными социальными группами // The Dig­i­tal Schol­ar: Philosopher’s Lab / Цифровой ученый: лаборатория философа. № 1. Т. 1. 2018. С. 190–211. DOI: 10.5840/dspl20181112.
  14. Brig­gle A. A Field Philosopher’s Guide to Frack­ing: How One Texas Town Stood Up to Big Oil and Gas. N.Y.: Liv­eright Pub­lish­ing Corp, W.W. Nor­ton & Com­pa­ny, 2015. 352 p.
  15. Brig­gle A., Frode­man R. Changes in Sci­ence Pol­i­cy Make Phi­los­o­phy Inevitable // Social Epis­te­mol­o­gy Review and Reply Col­lec­tive. Octo­ber 16, 2016. URL: http://wp.me/p1Bfg0-3gA (дата обращения: 20.05.2019).
  16. Buchanan B., Bas­t­ian M., Chrulew M. Intro­duc­tion: Field Phi­los­o­phy and Oth­er Exper­i­ments // Par­al­lax. 2018. Vol. 24. No. 4. P. 383–391. DOI: 10.1080/13534645.2018.1546715.
    Collins et al, 2007 – Collins H., Evans R., Gor­man M. Trad­ing Zones and Inter­ac­tion­al Exper­tise // Stud­ies in His­to­ry and Phi­los­o­phy of Sci­ence. 2007. Vol. 38. No. 4. P. 657–666. DOI: 10.1016/j.shpsa.2007.09.003.
  17. Collins H., Evans R. Inter­ac­tion­al Exper­tise and the Imi­ta­tion Game // Trad­ing Zones and Inter­ac­tion­al Exper­tise. Cre­at­ing New Kinds of Col­lab­o­ra­tion / ed. by M.E. Gor­man. Cam­bridge: MIT Press, 2010. P. 53–70.
  18. Frode­man R., Brig­gle A., Hol­brook J.B. Phi­los­o­phy in the Age of Neolib­er­al­ism // Social Epis­te­mol­o­gy. 2012. Vol. 26. No. 3–4. P. 311–330. DOI: 10.1080/02691728.2012.722701.
  19. Frode­man R., Brig­gle A. Socrates Tenured: The Insti­tu­tions of 21st Cen­tu­ry Phi­los­o­phy. Lan­ham, MD: Row­man and Lit­tle­field, 2016. 167 p.
  20. Gal­i­son P. Trad­ing Zone. Coor­di­nat­ing Action and Belief // The Sci­ence Stud­ies Read­er / ed. by M. Bia­gi­oli. N.Y.: Rout­ledge, 1999. P. 137–160.
  21. Uni­ver­si­ties in the Flux of Time: An Explo­ration of Time and Tem­po­ral­i­ty in Uni­ver­si­ty Life / ed. by P. Gibbs, O.-H. Yli­jo­ki, C. Guzmán-Valen­zuela, R. Bar­nett. L., N.Y.: Rout­ledge, 2015. 208 p.
  22. Kasavin I. Gift ver­sus Trade: On the Cul­ture of Sci­ence Com­mu­ni­ca­tion. Phi­los­o­phy of the Social Sci­ences (in print). First Pub­lished August 1, 2019. DOI: 10.1177/0048393119864698.
  23. Män­tysa­lo R., Akki­la I., Bal­duc­ci A. Nor­ma­tive Plan­ning Research in a Mate­r­i­al World? Trad­ing Zones and Assem­blages // Plan­ning for a Mate­r­i­al World / ed. by L. Lieto, R.A. Beau­re­gard. N.Y.: Rout­ledge, 2016. P. 132–146.
  24. Nak­a­gawa K., Taka­ta M., Kato K., Mat­suyu­ki T., Mat­suhashi T. A University–Industry Col­lab­o­ra­tive Entre­pre­neur­ship Edu­ca­tion Pro­gram as a Trad­ing Zone: The Case of Osa­ka Uni­ver­si­ty // Tech­nol­o­gy Inno­va­tion Man­age­ment Review. 2017. Vol. 7. No. 6. P. 38–49. DOI: 10.22215/timreview/1083.
  25. Scott C.D. The Death of Phi­los­o­phy: A Response to Stephen Hawk­ing // South African Jour­nal of Phi­los­o­phy. 2012. Vol. 31. No. 2. P. 384–404. DOI: 10.1080/02580136.2012.10751783.
  26. Tha­gard P. Being Inter­dis­ci­pli­nary: Trad­ing Zones in Cog­ni­tive Sci­ence // Inter­dis­ci­pli­nary Col­lab­o­ra­tion: An Emerg­ing Cog­ni­tive Sci­ence / ed. by S.J. Der­ry, C.D. Schunn, M.A. Gerns­bach­er. Mah­wah, NJ: Erl­baum, 2005. P. 317–339.
  27. Tua­na N. Embed­ding Philoso­phers in the Prac­tices of Sci­ence: Bring­ing Human­i­ties to the Sci­ences // Syn­these. 2013. Vol. 190. No. 11. P. 1955–1973. DOI: 10.1007/s11229-012‑0171-2.

Комментарии запрещены.