Роль идеи импетуса в развитии естественных наук

Слипкаускаите Юлита
Вильнюсский университет

Роль идеи импетуса в развитии естественных наук

Аннотация. В дискуссиях вокруг теорий, объясняющих научный прогресс, натуральная философия позднесредневекового периода рассматривается как играющая роль апологетики. Для философов науки с их отказом от метафизики задача обеспечения рациональной реконструкции научного прогресса представляется почти невозможной. Даже объяснения, предложенные Поппером и Куном, испытывают большие трудности и дают лишь частично удовлетворительные результаты. В своей работе «Логика научного исследования» К. Поппер утверждает, что метафизика играет случайную роль в появлении новых научных идей. В свою очередь, в «Структуре научных революций», осуществляя теоретические интерпретации и классификацию эмпирических фактов без их метафизических предпосылок, Томас Кун приходит к выводу о том, что естествознание сформировалось под влиянием ошибочных интерпретаций аристотелевской натурфилософии средневековыми натурфилософами. Это является одной из причин того, что ме-диевистам до сих пор приходится защищать натурфилософию позднего Средневековья от поверхностных убеждений в том, что в средневековых университетах вообще не могло быть ничего, имеющее значение для современной науки и философии. Стремясь представить фрагмент последовательной реконструкции развития естественной философии, я рассматриваю одну из идей позднесредневековой философии – а именно, объяснение движения (импетус). Основной тезис данного исследования в том, что идеи позднесредневековой натурфилософии сыграли отнюдь не случайную либо отрицательную роль в развитии современного естествознания – напротив, они имеют здесь решающее значение. Следуя аристотелевскому философскому подходу, статья раскроет предпосылки теории импетуса Жана Буридана. Затем будут представлены дебаты по поводу объяснения движения снаряда, и, наконец, будет выявлено необходимое значение этой метафизической идеи о модификациях натурфилософии.

Ключевые слова: философия науки, позднесредневековая натурфилософия, теория импетуса

DOI: 10.5840/dspl20192341

Список литературы:

  1. Aris­to­tle. On the Heav­ens, in: Barnes, J. (ed.) Com­plete Works of Aris­to­tle. Vol. I. Prince­ton: Prince­ton Uni­ver­si­ty Press, 2014, pp. 984‑1120.
  2. Aris­to­tle. Physics. / transl. by R. Water­field, ed. by D. Bostock. Oxford: Oxford Uni­ver­si­ty Press, 2008. 384 pp.
  3. Buri­dan, J. Ques­tions on the Eight Books of the Physics of Aris­to­tle, in: Clagett, M. (ed.) Sci­ence of Mechan­ics in the Mid­dle Ages. Lon­don: Oxford Uni­ver­si­ty Press, 1959, pp. 532–540.
  4. Crom­bie A.C. Robert Gros­seteste and the Ori­gins of Exper­i­men­tal Sci­ence, 1100–1700. Oxford: Claren­don Press, 1953. 369 pp.
  5. Grant E. The Foun­da­tions of Mod­ern Sci­ence in the Mid­dle Ages: Their Reli­gious, Insti­tu­tion­al and Intel­lec­tu­al Con­texts. Cam­bridge: Cam­bridge Uni­ver­si­ty Press, 1996. 247 pp.
  6. Grant E. How The­ol­o­gy, Imag­i­na­tion, and the Spir­it of Inquiry Shaped Nat­ur­al Phi­los­o­phy in the Late Mid­dle Ages, His­to­ry of Sci­ence, 2011, vol. 49, no. 1, pp. 89–108. Avail­able at: journals.sagepub.com (accessed on: Novem­ber 19, 2017).
  7. Kuhn T.S. The Struc­ture of Sci­en­tif­ic Rev­o­lu­tions. 3rd. ed. Chica­go; Lon­don: The Uni­ver­si­ty of Chica­go Press, 1996. 212 pp.
  8. McK­eon R. Selec­tions from Medieval Philoso­phers. Lon­don: Charles Scribner’s Sons, 1930. 414 pp.
  9. Nekrašas E. The Pos­i­tive Mind. Its Devel­op­ment and Impact on Moder­ni­ty and Post­moder­ni­ty. Budapest: CEU Press, 2016. 382 pp.
  10. Plėšnys A. Metafizikos reikšmė gam­tos mok­slų plė­trai [The Impor­tance of Meta­physics in the Devel­op­ment of Nat­ur­al Sci­ences]. Vil­nius: Via Rec­ta, 1999. 159 pp. [In Lithuan­ian]
  11. Pop­per K.R. Log­ic of Sci­en­tif­ic Dis­cov­ery. Lon­don: Rout­ledge, 2002. 544 pp.
  12. Pop­per K.R. Real­ism and the Aim of Sci­ence. New York: Rout­ledge, 2013. 464 pp.
  13. Wal­lace W.A. Causal­i­ty and Sci­en­tif­ic Expla­na­tion. Vol. I. Medieval and Ear­ly Clas­si­cal Sci­ence. Ann Arbor: Uni­ver­si­ty of Michi­gan Press, 1972. 288 pp.
  14. Wal­lance W.A. Pre­lude to Galileo. Essays on Medieval and Six­teenth-Cen­tu­ry Sources of Galileo’s Thought. Vol. 62. Dor­drecht: D. Rei­del Pub­lish­ing Com­pa­ny, 1981. 372 pp.

Комментарии запрещены.