Эпистемологический поворот в современном естествознании и философия науки А. Эйнштейна

Мамчур Елена Аркадьевна
Институт философии РАН

Эпистемологический поворот в современном естествознании и философия науки А. Эйнштейна

Аннотация. Показано, что современная философия науки вступает в очередной эпистемологический поворот. Цель статьи – выявить вклад А. Эйнштейна в этот поворот, реализуемый им в процессе его научной деятельности. Первый эпистемологический поворот был осуществлен американским философом Уиллардом Куайном в ходе критики формирующейся философией науки во второй половине ХХ и первой половине ХХI в. метафизики и философской онтологии как основного содержания метафизики. Куайн отказался от онтологии как учении о бытии, общей для всего научного знания, в пользу точки зрения, согласно которой онтология бывает только у отдельных теорий, и ввел понятие эпистемологии онтологии. Функция эпистемологии онтологии состоит в том, чтобы определить, какая онтология лучше для того, чтобы научная теория развивалась успешно. К вкладу Эйнштейна относятся такие результаты его научного творчества как: 1) Признание не-объектного характера квантовой механики и теории относительности, с одной стороны, и их объективности в смысле соответствия действительности, с другой. Само признание таким авторитетным ученым, каким был Эйнштейн, необходимости различать между двумя аспектами понятия объективность, внесло позитивный вклад в сложившуюся эпистемологическую ситуацию, сделав ее более интеллигибельной. 2) Изменения в объяснительной стратегии в науке. Они сказались на появлении такого явления, как феномен естественного» объяснения, которое не требует поиска причин и подрывает статус закона достаточного основания Лейбница. 3) Предпринимаемые Эйнштейном шаги к признанию ценности неклассической эпистемологии. В статье показано, что время от времени Эйнштейн осознанно делал отступления от ньютоновской методологии, где считалось, что теория должна быть основана на экспериментальных фактах и соответствовать экспериментальным данным, и предположил, что ведущую роль в развитии науки играет теоретическое начало.

Ключевые слова: метафизика, философская онтология, онтология как учение о бытии, эпистемология онтологии, изменения в объяснительной стратегии в науке, феномен естественного объяснения, статус закона достаточного основания Лейбница

DOI: 10.5840/dspl20192454

Список литературы:

  1. Гейзенберг В. Квантовая механика и беседа с Эйнштейном (1925–1926) (пер. с нем. В. В. Бибихина) // В. Гейзенберг. Физика и философия. Часть и Целое. М.: Наука, 1989. С. 187–196.
  2. Гейзенберг В. Шаги за горизонт / пер. с нем. М.: Прогресс, 1987. 368 с.
  3. Кадомцев Б. Б. Динамика и информация. М.: Успехи физических наук, 1997. 400 с.
  4. Мамчур Е. А. К вопросу о парадоксе времени: теоретико-познавательный аспект проблемы // VOX. Философский журнал. 2018. № 24. С. 159–171. DOI: 10.24411/2077–6608-2017–00047.
  5. Мамчур Е. А. Образы науки в современной культуре. М.: «Канон+» РOOИ «Реабилитация», 2008. 400 с.
  6. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени / пер. Ю. А. Данилова. М.: Прогресс, 1999. 266 с.
  7. Mer­min D. A Bolt from the Blue: The E-P-R Para­dox // N. Bohr. A Cen­te­nary Vol­ume / ed. by A. P. French, P. J. Kennedy. Har­vard Uni­ver­si­ty Press, 1985. P. 141–147.
  8. Pais A. Sub­tle is the Lord: The Sci­ence and the Life of Albert Ein­stein. N.Y.: Oxford Uni­ver­si­ty Press, 1983. 576 p.
  9. Rosen­berg A. Phi­los­o­phy of Sci­ence. A Con­tem­po­rary Intro­duc­tion. Lon­don; N.Y.: Rout­ledge, 2002. 224 p.

Комментарии запрещены.