Цифровая экономика образования: опережающий характер или потребительский бизнес-проект?

Смирнова Ольга Михайловна
Российский государственный университет нефти и газа
(национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина

Цифровая экономика образования: опережающий характер или потребительский бизнес-проект?

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о том, каким образом высшее образование будет развиваться в рамках цифровой экономики. Как связаны современные рыночные механизмы и риски выбора модели образования в условиях глобальной цифровизации? Поднимается проблема цифрового технооптимизма, технопессимизма, технореализма в сфере высшего образования. Определяется приоритетная область риска для цифрового бизнеса – она находится в сфере образования, то есть там, где готовят будущих специалистов для работы в цифровом бизнесе. Важнейшая проблема цифровой экономики образования – принятие объективности риска. Возрастает риск неконтролируемого влияния киберсистемы и цифровой платформы на самого человека. Рост рисков в связи с продвижением высокотехнологичных интеллектуальных платформ сопровождается последующим отказом от исследования гуманитарных проблем. Политический выбор модели экономики образования приводит к резким различиям в способах финансирования высших учебных заведений. Цифровая оптимизация экономики образования сегодня находится в точке бифуркации.

Ключевые слова:цифровая экономика образования, философия образования, технооптимизм, технопессимизм, технореализм, объективность риска, трансдисциплинарность

DOI: 10.5840/dspl20192449

Список литературы:

  1. Бычкова О., Земнухова Л., Руденко Н. Цифровой ад, технологический рай или нечто совершенно иное: какие технологии определяют будущее человечества // Нож. 23 октября 2018. URL: https://knife.media/tech-changes/ (дата обращения: 03.05.2019).
  2. Вершинина И. А., Добринская Д. Е. Pax urban­i­ca: города в условиях глобальной сетевой цивилизации // Информационное общество. 2018. № 1. С. 25–33.
  3. Львова А. Роб Китчин: Городу приходится выбирать между бездомными и датчиком шума // Strel­ka Mag. 08.11.2016. URL: https://strelkamag.com/ru/article/interview-smart-cities (дата обращения: 04.05.2019).
  4. Савин Л. Кибергеополитика: вопросы идеологии // Научно-исследовательский центр проблем национальной безопасности. 18.01.2017. URL: http://nic-pnb.ru/analytics/kibergeopolitika-voprosy-ideologii/ (дата обращения: 04.05.2019).
  5. Смирнова О. М. Миф о цифровой эпохе или реальность? Виртуализация культуры: экзистенциальные риски и антропологические перспективы // Контуры будущего: технологии и инновации в культурном контексте: Коллективная монография по результатам конференции. Санкт-Петербург: Центр научно-информационных технологий «Астерион», 2017. С. 206–211.
  6. Шмидт Э., Розенберг Д. Как работает Google / пер. с англ. М.: ЭКСМО, 2015. 384 с.
  7. Agar N. Why Tech­no-Opti­mism Is Dan­ger­ous // Huff­Post. July 31, 2016. URL: https://www.huffingtonpost.com/nicholas-agar/techno-optimism-dangerous_b_7746682.html (дата обращения: 04.05.2019).
  8. Eswaran V. The Case against Tech­no-pes­simism // Politi­co EU. July 10, 2018. URL: https://www.politico.eu/article/the-case-against-techno-pessimism/ (дата обращения: 04.05.2019).
  9. Frank D. Tech­no-Opti­mist or Tech­no-Pes­simist? // Reimag­in­ing the Future: A Jour­ney through a Look­ing Glass. Octo­ber 10, 2016. URL: https://frankdiana.net/2016/10/10/techno-optimist-or-techno-pessimist/ (дата обращения: 04.05.2019).
  10. Marx L. The Idea of “Tech­nol­o­gy” and Post­mod­ern Pes­simism // Tech­nol­o­gy, Pes­simism, and Post­mod­ernism. Soci­ol­o­gy of the Sci­ences / ed. by Ezrahi Y., Mendel­sohn E., Segal H. 1994. Vol 17. Dor­drecht: Springer. URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978–94-011‑0876-8_2 (дата обращения: 04.05.2019).

Комментарии запрещены.