Кристиан Дайé
Грацский технический университет
Быстрый обмен? Междисциплинарность в условиях дефицита времени
Аннотация. В данной статье рассматриваются две про-блемы. Во-первых, возможна ли какая-либо форма диалога за пределами дисциплинарных границ между кросс-дисциплинарными коллективами, существующими весьма огра-ниченный промежуток времени? Данная проблематика исследуется в перспективе концепции «зон обмена», предложенной Питером Галисоном и развиваемой другими учеными. Автор обращается к эмпирическим данным, полученным в ходе включенного наблюдения в рамках семинара по сонификации, то есть представления тех или иных данных средствами аудио. В данном контексте затрагивается вторая проблема. Несмотря на то, что вопросы оценки результативности или эффективности исследовательских проектов активно обсуждаются в научном поле, не предпринимались попытки оценки степени междисциплинарности в рамках той или иной структуры взаимодействия. В свою очередь, мною предлагается методология, основанная на переносе понятий, используемых в качественных исследованиях, в стратегию количественного исследования. В заключении обсуждается ряд недостатков данного подхода и предлагаются дальнейшие направления работы.
Ключевые слова: междисциплинарность, зоны обмена, сонификация, теория обмена
DOI: 10.5840/dspl2020318
Acknowledgments
The author wishes to thank Katharina Vogt and Anette Wallisch, who helped with the qualitative content analysis; Sampsa Hyysalo, Gerd Kaup and Matthias Revers for their comments on earlier drafts of this paper; the participants of the sonification workshop who agreed to be recorded for the purpose of this study; and the anonymous reviewer(s) for The Digital Scholar: Philosopher’s Lab.
Список литературы:
- Bales, R.F. Interaction Process Analysis. Cambridge, MA: Addison-Wesley, 1950.
- Balsiger, P.W. Transdisziplinarität. Systematisch-vergleichende Untersuchung disziplinübergreifender Wissenschaftspraxis. München: Wilhelm Fink, 2005.
- Bijsterveld, K. Sonic Skills. New York, NY, Berlin, Heidelberg: Springer, 2018.
- Clark, T.N. “The stages of scientific institutionalisation”, International Social Science Journal, 1972, vol. XXIV, no. 4, pp. 658–671.
- Collins H.M., Evans, R. “The third wave of science studies: Studies in expertise and experience”, Social Studies of Science, 2002, vol. 32, no. 2, pp. 235–296.
- Collins, H., Evans, R., Gorman, M. “Trading zones and interactional expertise”, Studies in History and Philosophy of Science, 2007, vol. 38, pp. 657–666.
- Dayé, C. “Small Group Research, History of”, in: Wright, J.D. (ed.) International Encyclopedia of the Social and Behavioral Sciences, 2nd ed. Oxford, Amsterdam: Elsevier, 2015, vol. 22, pp. 100–107.
- Dayé, C., de Campo, A. “Sounds sequential: sonification in the social sciences”, Interdisciplinary Science Reviews, 2006, vol. 31, no. 4, pp. 349–364.
- de Campo, A., Frauenberger, C., Vogt, K., Wallisch, A., Dayé, C. “Sonification as an interdisciplinary working process”, in: T. Stockman et al. (eds) Proceedings of the 12th International Conference on Auditory Display (ICAD2006), 2006, pp. 28–35.
- Dolfsma, W., Spithoven, A. “‘Silent trade’ and the supposed continuum between OIE and NIE”, Journal of Economic Issues, 2008, vol. XLII, no. 2, pp. 517–526.
- Duncker, E. “Symbolic communication in multidisciplinary cooperations”, Science, Technology & Human Values, 2001, vol. 26, no. 3, pp. 349–386.
- Galison, P. Image and Logic: A Material Culture of Microphysics. Chicago, IL: The University of Chicago Press, 1997.
- Giere, R.N. “Cognitive Studies of Science and Technology”, in: E. J. Hackett et al., (eds) The Handbook of Science and Technology Studies. Cambridge, MA: The MIT Press, 2008, pp. 259–278.
- Gieryn, T.F. Cultural Boundaries of Science: Credibility on the Line. Chicago, IL: The University of Chicago Press, 1999.
- Gorman, M.E. Levels of expertise and trading zones: a framework for multidisciplinary collaboration, Social Studies of Science, 2002, vol. 32, nos. 5&6, pp. 933–938.
- Gorman, M.E. “Levels of Expertise and Trading Zones: Combining Cognitive and Social Approaches to Technology Studies”, in: M.E. Gorman et al. (eds) Scientific and Technological Thinking. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum, 2005, pp. 287–302.
- Hackett, E.J. “Essential tensions: identity, control, and risk in research”, Social Studies of Science, 2005, vol. 35, no. 5, pp. 787–826.
- Hermann, T., Hunt, A., Neuhoff, J.G. (eds) The Sonification Handbook. Berlin: Logos, 2011.
- Hughes, E.C. The Sociological Eye. Selected Papers. New Brunswick, NJ: Transaction Publishers, 1993.
- Jeffrey, P. “Smoothing the waters: observations on the process of cross-disciplinary research collaboration”, Social Studies of Science, 2003, vol. 33, no. 4, pp. 539–562.
- Kramer, G. (ed.) Auditory Display: Sonification, Audification, and Auditory Interfaces. Reading, MA: Addison-Wesley, 1994.
- Lamont, M. How Professors Think: Inside the Curious World of Academic Judgement. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2009.
- Maslanov, E. “Universities as social background in ‘trading zone’ creation”, Philosophy of the Social Sciences, 2019, vol. 49, no. 6, pp. 493–509.
- Pinch, T., Bijsterveld, K. (eds) The Oxford Handbook of Sound Studies. Oxford, New York: Oxford University Press, 2011.
- Powers, R. The Time of Our Singing. New York: Farrar, Strauss and Giroux, 2003.
- Shibarshina, S. “New trading zones in contemporary universities”, Philosophy of the Social Sciences, 2019, vol. 49, no. 6., pp. 510–527.
- Shrum, W., Genuth, J., Chompalov, I. Structures of Scientific Collaboration. Cambridge, MA: The MIT Press, 2007.
- Simmel, G. Philosophy of Money. 3rd ed., ed. By D. Frisby, transl. by T. Bottomore and D. Frisby. London: Routledge, 2004. (Original edition, 1900)
- Sismondo, S. An Introduction to Science and Technology Studies. Malden, MA: Blackwell, 2004.
- Star, S.L., Griesemer, J.R. “Institutional ecology, ‘translations’ and boundary objects: amateurs and professionals in Berkeley’s Museum of Vetrebrate Zoology, 1907–39”, Social Studies of Science, 1989, vol. 19, pp. 387–420.
- Strauss, A. Qualitative Analysis for Social Scientists. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1987.
- Supper, A. Lobbying for the Ear: The Public Fascination With and Academic Legitimacy of the Sonification of Scientific data. Maastricht: Datawyse / Universitaire Pers Maastricht.
- Supper, A. “Sound information: sonification in the age of complex Data and digital audio”, Information & Culture, 2015, vol. 50, no. 4, pp. 441–464.
- Supper, A. “Data karaoke: sensory and bodily skills in conference presentations”, Science as Culture, 2015, vol. 24, no. 4, pp. 436–457.
- Supper, A., Bijsterveld, K. “Sounds convincing: modes of listening and sonic skills in knowledge making”, Interdisciplinary Science Reviews, 2015, vol. 40, no. 2, pp. 124–144.