Тухватулина Лиана Анваровна
Институт философии РАН
Экспертное знание в демократическом обществе: к проблеме обоснования
Аннотация. В статье рассматривается проблема обоснования научной экспертизы в демократическом обществе. Автор характеризует рациональность экспертизы как результат взаимодействия и/или кон-фликта рациональных установок в науке и политике. Отсылая к идеям У. Липпмана и П. Бурдье, автор характеризует специфику символической власти ученого-эксперта, отмечая, что научная экспертиза в демократическом обществе призвана репрезентировать состояние научного зна-ния относительно интересующей общество проблемы. В то же время формированию общественного консенсуса относительно реализации предлагаемых учеными решений могут способствовать делиберативные процедуры. Автор от-мечает, что такого рода самоограничение экспертизы является одним из важных условий ее деполитизации и сохранения собственно научного статуса. Тезис автора состоит в том, что описанное распределение полномочий между экспертами и публикой способствует минимизации рисков технократизма и популизма, которыми чревато развитие научной экспертизы. Во второй части статьи автор рассматривает проблему коммуникации между дисциплинами, которые участвуют в разработке программ политического реформирования общества. Автор анализирует понятие научного империализма и рассматривает аргументы критиков дисциплинарной экспансии. Автор дает характеристику позиции Джона Дюпре и Тони Лоусона, а также реконструирует идейные основания программы умеренного унификационизма в науке Филипа Китчера. Автор заключает, что современная эпистемология все чаще обращается к политической риторике с целью оценки различных методологических тенденций. Такого рода особенность позволяет утверждать, что развитие экспертизы характеризуется не только экспансией научной рациональности вовне, но и «политизацией» (а иногда и «демократизацией») самой науки.
Ключевые слова: экспертиза, коммуникация, научный империализм, экспансия, междисциплинарность, демократия
DOI: 10.5840/dspl2020317
Информация о финансировании исследования
Статья подготовлена при поддержке РФФИ, проект № 18–011-01097 «Социальная теория и власть: современная российская перспектива» (разделы 1–2) и проект № 17–29-09178 «Анализ языка и междисциплинарность» (раздел 3–4).
Список литературы:
- Бурдье П. О символической власти // Бурдье П. Социология социального пространства. М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007. C. 87–96.
- Липпман У. Общественное мнение. М.: Институт фонда «Общественное мнение», 2004. 384 с.
- Фейерабенд П. Наука в свободном обществе. М.: АСТ, 2010. 378 с.
- Bourdieu P. Science of Science and Reflexivity / trans. by R. Nice. Chicago: The University of Chicago Press, 2004. 168 p.
- Collins H. M., Evans R. Populism and science // Эпистемология и философия науки. 2019. Т. 56. № 4. С. 200–218.
- Duprė J. Against scientific imperialism // PSA: Proceedings of the Biennial Meeting of the Philosophy of Science Association. 1994. Vol. 2. P. 374–381.
- Duprė J. Human Nature and the Limits of Science. Oxford: Oxford University Press, 2001. 218 p.
- Duprė J. Science in a democratic society. By Philip Kitcher // Philosophical Quarterly. 2013. Vol. 63. No. 251. P. 408–410.
- Fischer F. Citizens, Experts, and the Environment: The Politics of Local Knowledge. Durham and London: Duke University Press, 2000. 352 p.
- Fuller S. The Governance of Science: Ideology and the Future of the Open Society. Buckingham, Philadelphia: Open University Press, 2000. 184 p.
- Kitcher P. Unification as a regulative ideal // Perspectives on Science. 1999. Vol. 7. No. 3. P. 337–348.
- Kitcher P. Science in a Democratic Society. N.Y.: Prometheus Books, 2011. 270 p.
- Lawson T. What is wrong with modern economics, and Why does it stay wrong? // Journal of Australian Political Economy. 2017. No. 80. P. 26–42.
- Lőwith K. Max Weber and Karl Marx. L.: Routledge, 1993. 144 p.
- Walsh A., Boucher S. Scientific imperialism, folk morality and the proper boundaries of disciplines // Scientific Imperialism. Exploring the Boundaries of Interdisciplinarity / ed. by U. Mäki, A. Walsh and M.F. Pinto. L., N.Y.: Routledge, 2018. P. 13–30.