Звонарева Ольга Игоревна
Сибирский государственный медицинский университет
Университет Маастрихта
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Производство знания во время пандемии COVID-19: перезагрузка отношений науки и общества?
Аннотация. Аналитики отмечают, что за годы, предшествующие пандемии COVID-19, происходило падение доверия к науке и нарастал кризис экспертизы. К моменту начала пандемии COVID-19 незыблемый когда-то авторитет ученых пошатнулся, а на смену общей уверенности в надежности науки пришли разобщенность мнений и разрастание числа претендентов на статус эксперта, причем на весьма различных основаниях. Одной из причин напряженности в отношениях между наукой и обществом является невероятно устойчивый образ ученых, в уединении и удалении разгадывающих секреты природы. Когда же в отдельные моменты публике становится видна наука в процессе создания (science-in-the-making), популярные ожидания относительно того, каковы факты, на которые можно полагаться, и каковы эксперты, которым можно доверять, не оправдываются. С началом распространения COVID-19 условия глобальной неопределенности, в которых, тем не менее, приходится принимать решения, напрямую касающиеся жизни и смерти, спровоцировали изменения в производстве знания. Эти изменения, в числе которых небывалая доступность «закулисья» науки для наблюдения и участия, будучи осмысленными и сознательно используемыми, могут стать основой для строительства мостов между отколовшимися друг от друга сообществами, которые рискуют разойтись в противоположных эпистемических направлениях.
Ключевые слова: пандемия, science-in-the-making, кризис экспертизы, производство знания
DOI: 10.5840/dspl20203213
Список литературы:
- Callon, M, Lascoumes, P, Barthe, Y. Acting in an Uncertain World: An Essay on Technical Democracy. Inside technology. Cambridge, Mass: MIT Press, 2009.
- Collins, H. Are We All Scientific Experts Now? Cambridge: Polity Press, 2014.
- Edwards, P. “Global climate science, uncertainty and politics: Data-laden models, model-filtered data,” Science as Culture, 1999, vol. 8, no. 4, pp. 437–472.
- Epstein, S. Impure Science: AIDS, Activism, and the Politics of Knowledge. Berkeley, CA: University of California Press, 1996.
- Eyal, G. The Crisis of Expertise. Cambridge, UK: Polity Press, 2019.
- Fricker, M. Epistemic Injustice: Power and the Ethics of Knowing. Oxford: Oxford University Press, 2007.
- Goldenberg, M. A Crisis of Trust: Vaccine Hesitancy, Science, and Public Perception. University of Pittsburgh Press, 2020.
- Knorr-Cetina, K. Epistemic Cultures How the Sciences Make Knowledge. Harvard University Press, 1999.
- Lahsen, M. “Climategate: the role of the social sciences,” Climatic Change, 2013, vol. 119, no. 3, pp. 547–558.
- Latour, B. “Why has critique run out of steam? From matters of fact to matters of concern,” Critical Inquiry, 2004, vol. 30, no. 2,
pp. 225–248. - Simon, B. “Undead science: making sense of cold fusion after the (arti)fact,” Social Studies of Science, 1999, vol. 29, no. 1, pp 61–85.