Куприянов Виктор Александрович
Санкт-Петербургский филиал Института истории естествознания и техники им С.И. Вавилова РАН
Хватова Татьяна Юрьевна
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Душина Светлана Александровна
Санкт-Петербургский филиал Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН
Научный капитализм в академических социальных сетях и анализ его влияния на ученых
Аннотация. В статье анализируется влияние академических социальных сетей на коммуникативные практики российских ученых. В последние годы академические социальные сети (ResearchGate, Academia.edu, Mendeley и др.) получают все большее распространение среди исследователей. Социальные сети отвечают потребности исследователей в расширении своего когнитивного влияния, одновременно втягивая в свою систему отношений и заставляя вести себя в соответствии со своими алгоритмами. Авторы исходят из положения, что в социальные сети заложена идея глобального рынка и академического капитализма. В статье дается аналитика понятия научного (академического) капитализма и его репрезентации в академических социальных сетях. Рыночное понимание науки корреспондирует с идеологией неолиберализма, что позволяет авторам трактовать академические социальные сети как проявление неолиберального понимания науки. В качестве основных мар-керов неолиберальной науки выделяется идея свободной конкуренции в унифицированных условиях, научный индивидуализм, меритократия, открытость. Авторы показывают, что социальные сети полностью соответствуют данным критериям капиталистического понимания социальной структуры науки, которые противоречат традиционным, исторически сформировавшимся социальным институтам. В эмпирической части исследования на основе методов онлайн-анкетирования и последующей математической обработки данных зафиксировано, что сформировалась социальная группа ученых, которая особенно восприимчива к идеологии научного неолиберализма и тем самым способствует утверждению рыночных отношений в науке. Заключается, что академические социальные сети оказываются эффективным инструментом интернализации идеологии научного капитализма и открытой науки.
Ключевые слова: научный капитализм, неолиберальная наука, социальные сети, менеджериализм, цифровые платформы, организация науки
DOI: 10.5840/dspl20192452
Благодарности
Работа выполнена при поддержке РФФИ проект №17–03-00171–ОГН «Ученые в социальных сетях: способствуют ли академические медиа профессиональной карьере?».
Список литературы:
- Наука: испытание эффективностью: монография / Биргер П. А., Дмитриев И. С., Куприянов В. А., Шиповалова Л. В.; отв. ред. Л. В. Шиповалова. СПб.: Фонд развития конфликтологии, 2016. 212 с.
- Боуз Д. Либертарианство: История, принципы, политика / пер. с англ. М. Кислова, А. Куряева. Челябинск: Социум, 2004. 392 с.
- Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения / пер. с нем., сост., общ. ред. Ю. Н. Давыдова. М.: Прогресс, 1990. С. 707–735.
- Гумбольдт В. фон. О внутренней и внешней организации высших научных учреждений в Берлине // Университетская идея в Российской империи XVIII – начала XX веков: Антология: учеб. пособие для вузов / сост. А. Ю. Андреев, С. И. Посохов. М.: РОССПЭН, 2011. С. 510–516.
- Демин М. Р. Университеты на рынке: Академический капитализм как вызов и как окно возможностей // Новое литературное обозрение. 2016. Т. 138. № 2. С. 43–56.
- Душина С. А., Куприянов В. А., Хватова Т. Ю. Социальные академические интернет-сети как репрезентация «открытой науки» // Социология науки и технологий. 2018. №3. С. 80–98. DOI: 10.24411/2079–0910-2018–10015.
- Душина С. А., Хватова Т. Ю., Николаенко Г. А. Академические интернет-сети: платформа научного обмена или инстаграм для ученых? (На примере ResearchGate) // Социологические исследования. 2018. № 5. С. 121–131. DOI: 10.7868/S0132162518050112.
- Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры // Зиммель Г. Избранные работы / пер. с нем.; ред. А. Юдина. Киев: Ника-Центр, 2006. С. 80–104.
- Кларк У. Академическая харизма и истоки исследовательского университета / пер. с англ. под науч. ред. М. Добряковой. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. 752 с.
- Милль Дж. С. О свободе // О свободе. Антология западно-европейской классической либеральной мысли / отв. ред. М.А. Абрамов. М.: Наука, 1995. С. 288–392.
- Свердлов Е. Д. Миражи цитируемости. Библиометрическая оценка значимости научных публикаций отдельных исследователей // Вестник Российской академии наук. 2006. № 12. С. 1073–1085.
- Срничек Н. Капитализм платформ / пер. с англ. под науч. ред. М. Добряковой. М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2019. 128 с.
- Daston L. The Ideal and Reality of the Republic of Letters in the Enlightenment // Science in Context. 1991. Vol. 1. No. 2. Р. 367–386. DOI: 10.1017/S0269889700001010.
- Delfanti A. (preprint). The Financial Market of Ideas. A Theory of Academic Social Media. 2018. URL: https://www.academia.edu/35457542/The_Financial_Market_of_Ideas._A_Theory_of_Academic_Social_Media (дата обращения: 02.10.2019).
- Dziuban C. D., Shirkey E. C. When Is a Correlation Matrix Appropriate for Factor Analysis? Some Decision Rules // Psychological Bulletin. 1974. Vol. 81. No. 6. P. 358–361.
- Fochler M., De Rijcke S. Implicated in the Indicator Game? An Experimental Debate // Engaging Science, Technology, and Society. 2017. No. 3. Р. 21–40. DOI: 10.17351/ests2017.108.
- Hair J. F., Black W. C., Babin B. J., Anderson R. E., Tatham R. L. Multivariate Data Analysis. New Jersey: Prentice Hall, 2009. 785 p.
- Halffman W., Radder H. The Academic Manifesto: From an Occupied to a Public University // Minerva. 2015. Vol. 53. No. 2. P. 65–187. DOI: 10.1007/s11024-015‑9270-9.
- Harvey D. A Brief History of Neoliberalism. Oxford; N.Y.: Oxford University Press, 2005. 256 p.
- Hermanowicz J. C. Universities, Academic Careers, and the Valorization of ‘Shiny Things’// The University Under Pressure / ed. by Berman E. P., Paradeise C. / Research in the Sociology of Organizations, Volume 46. Emerald Group Publishing Limited, 2016. P. 303–328. DOI: 10.1108/S0733-558X20160000046010.
- Khvatova T., Dushina S. To Manage or Govern? Researching the Legitimacy of NPM-based Institutional Reforms in Russian Universities // Journal of Management Development. 2017. Vol. 36. No. 2. P. 250–267. DOI: 10.1108/JMD-06–2016-0110.
- Open Science, Open Issues / ed. by Maciel M. L., Abdo A. H., Albagli S. Brasília: IBICT; Rio de Janeiro: Unirio, 2015. 292 p.
- Marginson S. Academic Creativity under New Public Management: Foundation for an Investigation // Educational Theory. 2008. Vol. 58. No. 3. P. 269–287. DOI: 10.1111/j.1741–5446.2008.00288.
- Marginson S., Considine M. The Enterprise University: Power, Governance and Reinvention in Australia. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. 288 p.
- Mirowski P. Science-mart. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2011. 454 p.
- Mirowski P. The Future(s) of Open Science // Social Studies of Science. 2018. Vol. 48. No. 2. P. 171–203. DOI:10.1177/ 0306312718772086.
- Shore C. Audit Culture and Illiberal Governance // Anthropological Theory. 2008. Vol. 8. No. 3. P. 278–298. DOI: 10.1177/1463499608093815.
- Slaughter S. Academic Freedom, Professional Autonomy, and the State // The American Academic Profession: Transformation in Higher Education / ed. by J. C. Hermanowicz. Baltimore, MD: Johns Hopkins University Press, 2011. Р. 241–273.
- Slaughter S., Leslie L. L. Academic Capitalism: Politics, Policies, and the Entrepreneurial University. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1997. 276 p.
- Sparkes A. C. Embodiment, Academics, and the Audit Culture: A Story Seeking Consideration // Qualitative Research. 2007. Vol. 7. No. 4. P. 521–550. DOI: 10.1177/1468794107082306.