Digital Humanities в истории психологии (на примере фамилии В.М. Бехтерева)

Костригин Артем Андреевич
Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина 
(Технологии. Дизайн. Искусство)
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

Хусяинов Тимур Маратович
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Dig­i­tal Human­i­ties в истории психологии (на примере фамилии В.М. Бехтерева)

Аннотация. В статье обсуждаются проблемы и перспективы использования методологии Dig­i­tal Human­i­ties в историко-психологических исследованиях. Представлены результаты поиска и анализа упоминаний имени выдающегося психофизиолога, психоневролога и психолога В.М. Бехтерева (1857–1927) в корпусе текстов в системе Google Books на русском и английском языках.
Выдвигаются гипотезы относительно высокой или низкой частоты упоминаний. Анализируется распространение идей ученого в различных научных областях как на русском, так и английском языках. Сравниваются результаты исследования частоты упоминания имени В.М. Бехтерева и Л.С. Выготского для определения факторов, обусловливающих использование имени и идей этих ученых. Показаны преимущества и недостатки качественного и количественного анализа и интерпретации текстов в рамках цифровой гуманитаристики. 

Ключевые слова: dig­i­tal human­i­ties, цифровая гуманитаристика, Бехтерев, анализ текстов, интерпретация, частота упоминаний, Google Books.

DOI: 10.5840/dspl20181110

Список литературы:

  1. 20 самых цитируемых и 20 самых свежих научных публикаций про обучающиеся организации // Организационная психология. 2016. Т. 6. № 1. С. 62–66.
  2. Анцупов А.Я., Кандыбович С.Л., Крук В.М., Тимченко Г.Н., Харитонов А.Н. Проблемы психологического исследования. Указатель 1050 докторских диссертаций. 1935–2007 гг. / Под ред. проф. Анцупова А.Я. М., 2007. 232 с.
  3. Аршинова В.В., Флорова Н.Б., Никитина С.В. Особенности научных знаний об аддикции // Российский научный журнал. 2012. № 30. С. 104–113.
  4. Батыршина А.Р. Историко-психологические тенденции в исследовании проблемы воли и волевой регуляции // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2016. № 3. С. 67–89.
  5. Батыршина А.Р., Мазилов В.А. Наукометрический подход к исследованию проблемы воли в отечественной психологии // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 5. С. 193–204.
  6. Бородкин Л.И. Историк в мире компьютерных технологий: развитие по спирали? // Электронный научно-образовательный журнал История. 2015. Т.6. № 8 (41). [Электронный ресурс]. Доступ для зарегистрированных пользователей. URL: http://history.jes.su/s207987840001263-8–1 (дата обращения: 10.12.2017).
  7. Володин А.Ю. Гуманитарные науки в контексте цифровых вызовов (обзор изданий проекта Мичиганского университета) // Историческая информатика. Информационные технологии и математические методы в исторических исследованиях и образовании. 2013. № 4 (6). С. 99–102.
  8. Данилина В.О. Историко-библиометрический анализ проблемы делинквентного поведения в российской психологии 21 века // Научная инициатива в психологии: межвузовский сборник научных трудов студентов и молодых ученых. Курск, 2016. С. 36–40.
  9. Долгова Е.А. Изучение социальной проблематики в лаборатории коллективной рефлексологии Института мозга и психической деятельности В.М. Бехтерева // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. XIX. № 3 (86). С. 25–31.
  10. Евдокимов В.И., Зотова А.В. Анализ мирового массива диссертаций по клинической (медицинской) психологии (1980–2012 гг.) // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2013. № 2. С. 85–92.
  11. Зуев К.Б. Основные тенденции изучения семьи в психологии позднесоветского периода (на примере публикаций в «психологическом журнале» с 1980 по 1990 годы) // Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2016. № 6. С. 58–67.
  12. Клецина И.С. Гендерная проблематика в публикациях журналов «Вопросы психологии» и «Психологический журнал» // Вопросы психологии. 2012. № 1. С. 83–91.
  13. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 2003. 486 с.
  14. Кольцова В.А. Основные тенденции развития российской истории психологии в XX столетии // История отечественной и мировой психологической мысли. Постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее: IV Московские встречи: Материалы Международной конференции по истории психологии / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник. М.: Институт психологии РАН, 2006. С. 77–84
  15. Костригин А.А., Хусяинов Т.М. Имя Л.С. Выготского как объект Dig­i­tal Human­i­ties // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2016. № 6. С. 44–66.
  16. Мирошниченко П.Н. Социальнокультурная деятельность как предмет диссертационных педагогических исследований // Научные исследования: от теории к практике. 2015. №1 (2). С. 85–88.
  17. Можаева Г.В. Dig­i­tal Human­i­ties: цифровой поворот в гуманитарных науках // Гуманитарная информатика. 2015. № 9. С. 8–23.
  18. Потемкин С.Б., Хасин Л.А., Хасина П.Л., Щедрина Е.В. Анализ тенденций развития психологии на основе выявления динамики частоты использования психологических терминов // Вопросы психологии. 2015. № 6. С. 95–103.
  19. Ракитина О.В. Г.И. Челпанов, И.П. Павлов и В.М. Бехтерев как научные руководители: сравнительный анализ // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2016. № 6. С. 277–286.
  20. Сидоренков А.В. Анализ исследования малых групп в отечественной психологии по публикациям в журналах “Вопросы психологии” и “Психологический журнал” // Вопросы психологии. 2005. № 2. С. 58–67.
  21. Сидорчук И.В. В. М. Бехтерев и П. А. Сорокин: к истории возникновения конфликта // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 12 (74): в 3-х ч. Ч. 1.С. 162–165.
  22. Снегирёва К.Л. В.М. Бехтерев о профилактике и коррекции отклонений в развитии детей раннего и дошкольного возраста // Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. 2016. № 2. С. 84–88.
  23. Стоюхина Н.Ю. К вопросу о российской экспериментальной психологии в первые годы ХХ в // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2016. № 6. С. 287–306.
  24. Таллер М. Дискуссии вокруг Dig­i­tal Human­i­ties // Историческая информатика. Информационные технологии и математические методы в исторических исследованиях и образовании. 2012. № 1 (1). С. 005–013.
  25. Усанов В. Мониторинг в системе психологических исследований // Развитие личности. 2011. № 4. С. 78–90.
  26. Чекалева Н.В., Макарова Н.С., Дроботенко Ю.Б. Проблематика исследований педагогического образования в публикациях российских ученых XXI века // Философия образования. 2015. № 2 (59). С. 46–58.
  27. Шведовская А.А., Мешкова Н.В. Библиометрический анализ журнала «Психологическая наука и образование» // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 4. С. 108–116.
  28. Шведовская А.А., Мешкова Н.В. Библиометрический анализ журнала «Культурно-историческая психология» // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 1. С. 106–115.
  29. A com­pan­ion to dig­i­tal human­i­ties / Schreib­man, R. Siemens, J. Unsworth (eds.). Black­well Pub­lish­ing Ltd., 2004. 611 p.
  30. Bekhterev V.M. Gen­er­al prin­ci­ples of human reflex­ol­o­gy. Y.: Inter­na­tion­al Pub­lish­ers, 1932.
  31. Bekhterev V.M. Gen­er­al prin­ci­ples of human reflex­ol­o­gy: An intro­duc­tion to the objec­tive study of per­son­al­i­ty / 4th (1928) edi­tion / E. Mur­phy., W. Mur­phy (transl.). Lon­don: Jar­rolds, 1933.
  32. Debates in the dig­i­tal human­i­ties / K. Gold (ed.) Min­neapo­lis: Uni­ver­si­ty of Min­neso­ta Press, 2012. 532 p.
  33. Green C.D. A dig­i­tal future for the his­to­ry of psy­chol­o­gy? // His­to­ry of psy­chol­o­gy. Vol. 19. No 3. P. 209–219.
  34. Green C.D., Feiner­er I. The evo­lu­tion of the Amer­i­can Jour­nal of Psy­chol­o­gy, 1904–1918: A net­work inves­ti­ga­tion // The Amer­i­can jour­nal of psy­chol­o­gy. Vol. 129.No 2. P. 185–196.
  35. Green C.D., Feiner­er I., Bur­man J.T. Beyond the schools of psy­chol­o­gy 1: A dig­i­tal analy­sis of Psy­cho­log­i­cal Review, 1894–1903 //Journal of the His­to­ry of the Behav­ioral Sci­ences. Vol. 49. No 2. P. 167–189.
  36. Green C D., Feiner­er I., Bur­man J T. Beyond the schools of psy­chol­o­gy 2: A dig­i­tal analy­sis of Psy­cho­log­i­cal Review, 1904–1923 //Journal of the His­to­ry of the Behav­ioral Sci­ences. Vol. 50. No 3. P. 249–279.
  37. Green­field P.M. The chang­ing psy­chol­o­gy of cul­ture from 1800 through 2000 // Psy­cho­log­i­cal sci­ence. Vol. 24. No 9. P. 1722–1731.
  38. Kram­p­en G. Sci­en­to­met­ric trend analy­ses of pub­li­ca­tions on the his­to­ry of psy­chol­o­gy: Is psy­chol­o­gy becom­ing an unhis­tor­i­cal sci­ence? // Sci­en­to­met­rics. Vol. 106. No 3. P. 1217–1238.
  39. Young J.L., Green C.D. An explorato­ry dig­i­tal analy­sis of the ear­ly years of G. Stan­ley Hall’s Amer­i­can Jour­nal of Psy­chol­o­gy and Ped­a­gog­i­cal Sem­i­nary // His­to­ry of psy­chol­o­gy. 2013. Vol. 16. No 4. P. 249–268.

Комментарии запрещены.