О чем можно говорить и о чем следует молчать: релятивизм, скептицизм, апофатизм

Столярова Ольга Евгеньевна 
Институт философии РАН
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

О чем можно говорить и о чем следует молчать: релятивизм, скептицизм, апофатизм

Аннотация. В статье рассматривается философская пози-ция критики метафизики в контексте негативных философских традиций скептицизма, релятивизма и апофатической онтотеологии. Задается вопрос о том, в чем состоит принципиальное отличие негативных позиций скептицизма, релятивизма и апофатизма от реализма. Показано, что и в случае положительной онтологии, которая допускает познание мира, и в случае отрицательной онтологии, которая запрещает познание мира, речь идет о познаваемости познаваемого и непознаваемости непознаваемого. Но философия бы закончилась, почти не начавшись, этой тривиальной тавтологией, если бы не мыслила содержательно. Содержательные же вопросы относятся к установлению границ между познающим и миром, они задаются о природе связи меж-ду субъектом и данным ему в познании материалом или о причинах отсутствия связи (о причинах разрыва) между субъектом и тем, что лежит вне сферы его познания – «Великим Внешним». Показано, что отрицательная онтология, которая полагает предел нашему мышлению и утверждает непознаваемость мира в целом (абсолюта), тем не менее, остается онтологией, т. е. концептуальным выра-жением нашего постижения бытия и условий его непознаваемости. Таким образом, показано, что любая критика метафизики, включая релятивизм, нуждается в онтологии. Такая точка зрения обезвреживает релятивизм и позволяет помыслить философию в целом (включая и метафизику, и критику метафизики) в качестве онтологически укорененного знания.

Ключевые слова: метафизика, критика метафизики, онтология, релятивизм, скептицизм, апофатическая традиция онтотеологии, реа-лизм, идеализм, материализм.

DOI:10.5840/dspl20181330

Список литературы:

  1. Адо П. Апофатизм, или Негативная теология // Адо П. Ду-ховные упражнения и античная философия / Пер. с франц. при участии В.А. Воробьева. М.; СПб: Степной ветер; Коло, 2005. С. 215–226.
  2. Кричевский А.В. Сила небытия: Метафизика за пределами онтологии. Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2015. 590 с.
  3. Лосев А.Ф. Античная философия истории. М.: Наука, 1977. 206 с.
  4. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М.: Искусство, 1979. 815 с.
  5. Секст Эмпирик. Три книги Пирроновых поло-жений // Секст Эмпирик. Сочинения в двух томах. Т. 2. М.: Мысль, 1976. С. 206–380.
  6. Baghrami­an M., Carter J.A. Rel­a­tivism // The Stan­ford Ency­clo­pe­dia of Phi­los­o­phy (Sum­mer 2017 Edi­tion) / Ed. by E.N. Zal­ta. URL: https://plato.stanford.edu/archives/sum2017/entries/relativism/ (дата обращения 13.06.2018).
  7. Las­z­lo E. Beyond Scep­ti­cism and Real­ism: A Con­struc­tive Explo­ration of Husser­lian and White­hea­di­an Meth­ods of Inquiry. Springer-Science+Business Media, 1966. 237 p.
  8. Rus­sell B. Intro­duc­tion / L. Wittgen­stein // Trac­ta­tus Logi­co-Philo­soph­i­cus. Lon­don: Rout­ledge and Kegan Paul, 1922. P. 7–23.
  9. Stroud B. The Sig­nif­i­cance of Philo­soph­i­cal Scep­ti­cism. Ox-ford Uni­ver­si­ty Press, 1984. 294 p.

Комментарии запрещены.