Игры, в которые играет город

Аргамакова Александра Александровна
Институт философии РАН

Уппит Олег Викторович
Независимый исследователь, автор в электронных изданиях InLib­er­ty, Reed.media, Skill­box и др.

Игры, в которые играет город

Аннотация. Предпосылки для экспансии игр в социальном контексте включают в себя: (1) неизбежный прогресс технологий и платформ виртуальной реальности; (2) тренды цифровизации жизни общества и становления умных городов, сопряженные с внедрением информационных технологий в различные сферы социума; электронное управление процессами и взаимодействиями через технические устройства; (3) эксперименты в направлении геймификации социальных интеракций и городских пространств; (4) развитие теории и практики социальных игр, связанное с появлением новых стратегий для планирования и организации общественного порядка; (5) футурологическое воображение, определяющее траектории движения общества и человека через генерацию вероятных сценариев будущего и их интеллектуального проигрывания. С разных точек зрения возможен анализ того, насколько грань между реальным и виртуальным, жизнью и игрой, деятельностью и развлечением исчезнет или размоется в наступающем будущем. Опыты по применению игровых механик и геймификации социальных процессов имеют потенциал к значительному росту и распространению. Закономерно возникает по-следующий вопрос о том, насколько вероятно, что однажды, благодаря прогрессу VR/AR/MR-технологий, окружающая действительность трансформируется в большую «многопользовательскую» игру. Социальные эффекты геймификации могут заключаться как в демократизации и гуманизации общественных отношений, так и в появлении патологических и разрушительных форм игр, направленных на манипуляцию сознанием и подавление личности. Общество будущего подойдет к развилке или будет балансировать между двух полюсов, на одном из которых будет находиться благополучная киберутопия, а на другом – геймифицированная цифровая диктатура. Перспективы общественного развития можно поставить в зависимость от осознанного построения образов предполагаемого будущего и выработки инструментов содействия/противодействия различным сценариям социальной эволюции.

Ключевые слова: цифровая трансформация, игры, технологии виртуальной реальности, умные города, будущее, философия, исследования города.

DOI10.5840/dspl20181449

Список литературы:

  1. Таратута Е.Е. Философия виртуальной реальности. СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. 147 с.
  2. Bots­man R. Who Can You Trust? How Tech­nol­o­gy Brought Us Togeth­er and Why It Might Dri­ve Us Apart. N.Y.: Pub­lic Affairs, 2017. 336 p.
  3. Djaouti D., Alvarez J., Jes­sel J.-P., Ramp­noux O. Ori­gins of Seri­ous Games // Seri­ous Games and Edu­tain­ment Appli­ca­tions / ed. by M. Ma, A. Oikonomou, L.C. Jain. L.: Springer-Ver­lag, 2011. P. 25–43.
  4. Dyb­sky D. Vir­tu­al Real­i­ty Appli­ca­tions: 111 Use Cas­es and Poten­tial Con­tact Points for Indus­tries // Tes­la­suit Site Blog. Sep­tem­ber 1, 2017. URL: https://teslasuit.io/blog/virtual-reality/111-virtual-reality-applications-use-cases (дата обращения: 12.09.2018).
  5. VR и блокчейн: от идеи до децентрализованной виртуальной Вселенной // Fork­log. 6 мая 2018. URL: https://forklog.com/vr-i-blokchejn-ot-idei-do-detsentralizovannoj-virtualnoj-vselennoj/ (дата обращения: 12.09.2018).
  6. Frischmann B. Is Tech­nol­o­gy Re-Engi­neer­ing Human­i­ty? (Inter­view to Econ­o­mist). The Econ­o­mist. Octo­ber 24, 2018. URL: https://www.economist.com/open-future/2018/10/24/is-technology-re-engineering-humanity (дата обращения: 27.10.2018).
  7. Frischmann B., Selinger E. Re-Engi­neer­ing Human­i­ty. Cam­bridge: Cam­bridge Uni­ver­si­ty Press, 2018. 417 p.
  8. Huizin­ga J. Homo Ludens: Study of the Play Ele­ment in Cul­ture. L., Boston and Hen­ley: Rout­ledge, 1980. 220 p.
  9. Susskind L., Lin­de­say J. An Intro­duc­tion to Black Holes, Infor­ma­tion, and the String The­o­ry Rev­o­lu­tion: The Holo­graph­ic Uni­verse. New Jer­sey: World Sci­en­tif­ic, 2005. 183 p.
  10. Tal­bot M. The Holo­graph­ic Uni­verse. N.Y.: Harp­er Collins Pub­lish­ers, 1991. 338 p.

Комментарии запрещены.