Масланов Евгений Валерьевич
Институт философии РАН
Цифровизация и развитие информационно-коммуникационных технологий: новые вызовы или обострение старых проблем?
Аннотация. Данное исследование посвящено анализу влияния цифровых и новых информационно-коммуникационных технологий на трансформацию идентичности человека, на городскую жизнь, социально-политическую и научную деятельность. На основе применения сравнительного метода при анализе новых цифровых и информационно-коммуникационных технологий делается вывод о том, что их использование приводит как к положительным, так и отрицательным последствиям. В первом случае технологии создают новые возможности для формирования идентичностей, большего включения населения в городскую жизнь, формирования новых социально-политических и научных практик. Во втором случае формирование новых техноцифровых идентичностей приводит к экзистенциальным кризисам и дегуманизации человека; новые практики поиска информации и использования социальных сетей служат формированию информационного кокона и авторитарных режимов, а научное знание перестает быть подконтрольным человеку и его разуму. Эта амбивалентность цифровых технологий заостряет старые проблемы, показывает их принципиальную значимость, но при этом не формирует новой повестки. Инновационным потенциалом обладают не столько сами цифровые и новые информационно-коммуникационные технологии, сколько возможные проекты конструирования новых социокультурных и технологических условий их использования.
Ключевые слова: цифровые технологии, новые информационно-коммуникационные технологии, цифровизация, идентичность, гражданский активизм, наука, интернет
DOI: 10.5840/dspl2019211
Благодарности:
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18–311-00187 «Коммуникационные площадки в сети интернет как «зона обмена»: перспективы и огра-ничения (российский контекст)».
Список литературы:
- Асмолов А.Г., Асмолов Г.А. От Мы-медиа к Я-медиа: трансформации идентичности в виртуальном мире // Вопросы психологии. 2009. № 3. С. 3–15.
- Баева Л.В. Электронная культура: опыт философского анализа // Вопросы философии. 2013. № 5. С. 75–83.
- Алгоритм «Палех»: как нейронные сети помогают поиску Яндекса // Блог Яндекса. 2 ноября 2016. URL: https://yandex.ru/blog/company/algoritm-palekh-kak-neyronnye-seti-pomogayut-poisku-yandeksa (дата обращения: 26.12.2018).
- Войскуеский А.Е., Евдокименко А.С., Федунина Н.Ю. Сетевая и реальная идентичность: сравнительное исследование // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 2. С. 92–121.
- Гоффман Э. Поведение в публичных местах. Заметки о социальной организации сборищ / пер. с англ. А.М. Корбута. М.: Элементарные формы, 2017. 382 с.
- Гуревич П.С. Феномен деантропологизации человека // Вопросы философии. 2009. № 3. С. 19–31.
- Душина С.А., Хватова Т.Ю., Николаенко Г.А. Академические интернет-сети: платформа научного обмена или инстаграм для ученых? (На примере ResearchGate) // Социологические исследования. 2018. № 5. С. 121–131. DOI: 10.7868/S0132162518050112.
- Завьялова З.С. Ролевые игры в интерактивном чате (русскоязычный дискурс) // Гуманитарная информатика. 2013. Вып 7. С. 79–92.
- Кириллов А. Как работает система социального доверия в Китае // ТАСС. 29 МАЯ 2018. URL: https://tass.ru/opinions/5225841 (дата обращения: 21.12.2018).
- Кутырев В.А. Они идут… встречайте! (об антропологической инволюции техногенной цивилизации) // Философия хозяйства. 2018. № 1. С. 218–226.
- Масланов Е.В. Краудсорсинг в науке: новый элемент научной инфраструктуры // Философия науки и техники. 2018. Т. 23. № 1. С. 141–155. DOI: 10.21146/2413–9084-2018–23-1–141-155.
- Морозов Е. Техноненависть: как интернет отучил нас думать / пер. с англ. В. Гончарук. М.: Common place, 2014. 116 с.
- Преснякова Л.А. Повседневная мобильность в цифровом городе: стратегии vs тактики // Социология власти. 2015. № 4. С. 93–121.
- Принципы работы алгоритмов Google Поиска. URL: https://www.google.com/intl/ru/search/howsearchworks/algorithms/ (дата обращения: 26.12.2018)
- Самостиенко Е.В. Digital Humanities в русскоязычном контексте: траектория институционализации и механизмы формирования автономных зон // Вестник Вятского государственного университета. 2018. № 4. С. 37–45. DOI: 10.25730/VSU.7606.18.035.
- Сизова И.Л., Хусяинов Т.М. Уберизация и формирование сетевой структуры занятости // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2018. № 1. С. 80–88.
- Back M.D., Stopfer J.M., Vazire S., Gaddis S., Schmukle S.C., Egloff B., Gosling S.D. Facebook Profiles Reflect Actual Personality, Not Self-idealization // Psychological Science. 2010. Vol. 21. Iss. 3. P. 372–374. DOI: 10.1177/0956797609360756.
- Barberousse A., Vorms M. About the Warrants of Computer-Based Empirical Knowledge // Synthese. 2014. Vol. 191. No. 15. P. 3595–3620. DOI: 10.1007/s11229-014‑0482-6.
- Botsman R. Big Data Meets Big Brother as China Moves to Rate Its Citizens // Wired. 21 October 2017. URL: https://www.wired.co.uk/article/chinese-government-social-credit-score-privacy-invasion (дата обращения: 22.12.2018).
- Brenton P., von Gavel S., Vogel E., Lecoq M.-S. Technology Infrastructure for Citizen Science // Hecker S., Haklay M., Bowser A., Makuch Z., Vogel J., Bonn A. (eds.). Citizen Science: Innovation in Open Science, Society and Policy. L.: UCL Press, 2018. P. 63–80.
- Buckels E.E., Trapnell P.D., Paulhus D.L. Trolls Just Want to Have Fun // Personality and Individual Differences. 2014. Vol. 67. P. 97–102. DOI: 10.1016/j.paid.2014.01.016.
- Cook C., Schaafsma J., Antheunis M. Under the Bridge: An In-depth Examination of Online Trolling in the Gaming Context // New Media & Society. 2018. Vol. 20. Iss. 9. P. 3323–3340. DOI: 10.1177/1461444817748578.
- Davis J.L., Love T.P., Killen G. Seriously Funny: The Political Work of Humor on Social Media // New Media & Society. 2018. Vol. 20. Iss. 10. P. 3898–3916. DOI: 10.1177/1461444818762602.
- de Souza e Silva A. Location-aware Mobile Technologies: Historical, Social and Spatial Approaches // Mobile Media & Communication. 2013. Vol. 1. Iss. 1. P. 116–121. DOI: 10.1177/2050157912459492.
- Dourish P., Williams A. Imagining the City: The Cultural Dimensions of Urban Computing // Computer. 2006. Vol. 39. Iss. 9. P. 38–43. DOI: 10.1109/MC.2006.313.
- Goble C. Better Software, Better Research // IEEE Internet Computing. 2014. Vol. 18. Iss. 5. P. 4–8.
- Green J.E. The Eyes of the People. Democracy in an Age of Spectatorship. Oxford: Oxford University Press. 2010. 296 p.
- Hecker S., Haklay M., Bowser A., Makuch Z., Vogel J., Bonn A. Innovation in Open Science, Society and Policy – Setting the Agenda for Citizen Science // Hecker S., Haklay M., Bowser A., Makuch Z., Vogel J., Bonn A. (eds.). Citizen Science: Innovation in Open Science, Society and Policy. L.: UCL Press, 2018. P. 1–23.
- Howison J., Herbsleb J. Scientific Software Production: Incentives and Collaboration // Proceedings of the ACM 2011 Conference on Computer Supported Cooperative Work. N. Y.: ACM, 2011. P. 513–522.
- Judith S.D. Identity and Deception in the Virtual Community // Smith M.A., Kollock P. (eds). Communities in Cyberspace. L.: Routledge, 2010. P. 27–58.
- Keane J. Democracy and Media Decadence. N. Y.: Cambridge University Press, 2013. 255 p.
- Kim B.J., Kavanaugh A.L., Hult K.M. Civic Engagement and Internet Use in Local Governance: Hierarchical Linear Models for Understanding the Role of Local Community Groups // Administration & Society. 2011. Vol. 43. Iss. 7. P. 807–835. DOI: 10.1177/0095399711413873.
- Knieps G. Internet of Things and the Economics of Smart Sustainable Cities // Competition and Regulation in Network Industries. 2017. Vol. 18. Iss. 1–2. P. 115–131. DOI: 10.1177/1783591717736502.
- Lupton D. Digital Sociology. L.; N. Y.: Routledge, 2014. 236 p.
- McGann J. Information Technology and the Troubled Humanities // TEXT Technology. 2005. Vol. 14. No. 2. P. 105–121.
- Morozov E. The Net Delusion: The Dark Side of Internet Freedom. N. Y.: Public Affeirs, 2011. 448 p.
- Nelson J.L., Lewis D.A., Lei R. Digital Democracy in America: A Look at Civic Engagement in an Internet Age // Journalism & Mass Communication Quarterly. 2017. Vol. 94. Iss. 1. P. 318–334. DOI: 10.1177/1077699016681969.
- Pink D. Free Agent Nation: The Future of Working for Yourself. N. Y.: Warner Books, 2002. 284 p.
- Rosengard D., Tucker-McLaughlin M., Brown T. Students and Social News: How College Students Share News through Social Media // Electronic News. 2014. Vol. 8. Iss. 2. P. 120–137. DOI: 10.1177/1931243114546448.
- Siapera E., Boudourides M., Lenis S., Suiter J. Refugees and Network Publics on Twitter: Networked Framing, Affect, and Capture // Social Media + Society. 2018. Vol 4. Iss. 1. URL: https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/2056305118764437 (дата обращения: 26.12.2018).
- Symons J., Horner J. Software Intensive Science // Philosophy and Technology. 2014. Vol. 27. Iss. 3. P. 461–477. DOI: 10.1007/s13347-014‑0163-x.
- Thompson E.M. What Makes a City ‘Smart’? // International Journal of Architectural Computing. 2016. Vol. 14. Iss. 4. P. 358–371. DOI: 10.1177/1478077116670744.
- Wellman B. Studying the Internet through the Ages // Consalvo M., Ess C. (eds). The Handbook of Internet Studies. Oxford: Wiley-Blackwell, 2011. P. 17–23.
- Wilson R.E., Gosling S.D., Graham L.T. A Review of Facebook Research in the Social Sciences // Perspectives on Psychological Science. 2012. Vol. 7. Iss. 3. P. 203–220. DOI: 10.1177/1745691612442904.
- Zhang X., Ha L. Time Budget, News Search Time Cost, and News Media Choice // Time & Society. 2015. Vol. 24. Iss. 2. P. 201–220. DOI: 10.1177/0961463X15579579.
- Zook M. Crowd-sourcing the Smart City: Using Big Geosocial Media Metrics in Urban Governance // Big Data & Society. 2018. Vol. 4. Iss. 1. URL: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/2053951717694384 (дата обращения: 26.12.2018).