К вопросу об универсальной рациональности перед угрозой релятивизма

Курилович Иван Сергеевич
Российский государственный гуманитарный университет

К вопросу об универсальной рациональности перед угрозой релятивизма

Аннотация. Статья показывает, что дискуссионность интерналистской регулятивной идеи универ-сальной рациональности ведет к ее пониманию как догмы, которая может быть либо фикцией, либо полемической позицией, но без доказательств, основанных на предельных очевидностях или началах, которые сами проблематичны, всякая претензия на универсальность рациональности разрушается даже без обращения к релятивизирующим экстерналистским аргументам. Неочевидная сама по себе универсальная рациональность должна себя обосновывать, что ведет к регрессу, произвольной остановке в суждении и кругу в дока-зательстве. Регресс бесконечен, а значит, неосуществим, тогда как круг и остановка в суждении базируются на безусловном начале, очевидном самом по себе, будь то очевидность предмета, отношения или их тождества. Проблема начала ставит под вопрос и познающего: открываются проблемы имитации, самообмана, разоблачения и саморазоблачения, идеологии, статуса автора и субъектности мысли, что, в своей предельной форме, экзистенциальный вопрос. Однако сохраняется практическая значимость вопроса: необходимость в платформе для понимания. Но и в процессе понимания предполагаемая универсальная рациональность выступает как одна из сторон процесса понимания, который можно понимать как конфликт, поэтому она не выполняет роль основы или хотя бы универ-сального посредника.

Ключевые слова:универсальная рациональность, релятивизм, методологический скептицизм, проблема первоначала, имитация ра-циональности, эпистемология, интернализм, экстернализм

DOI: 10.5840/dspl20192334

Благодарности

Исследование подготовлено при поддержке РФФИ № 18–311-00282 «Рациональность в гуманитарных науках: теоретические противоречия и дисциплинарная практика».

Список литературы:

  1. Гадамер Г.-Г. Истина и метод / пер. с нем. / общ. ред. Б.Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988. 704 с.
  2. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа / пер. с нем. Г.Г. Шпета. М.: Наука, 2000. 495 с.
  3. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология: Введение в феноменологическую философию / пер. с нем. Д.В. Скяядяева. СПб.: Владимир Даль, 2004. 400 с.
  4. Дэвидсон Д. Об идее концептуальной схемы // Аналитическая философия: Избранные тексты / пер. с англ.; сост. А.Ф. Грязнов. М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 144–159.
  5. Курилович И.С. Понимание как признание // Epis­te­mol­o­gy & Phi­los­o­phy of Sci­ence / Эпистемология и философия науки. 2017. Т. 54. № 4. С. 68–73. DOI: 10.5840/eps201754471.
  6. Рогонян Г.С. Новые юмианцы и интуитивная очевидность скептицизма // Дэвид Юм и современная философия / под ред. И.Т. Касавина. М.: Альфа-М, 2012. С. 95–109.
  7. Хабермас Ю. Проблематика понимания смысла в социальных науках (пер. с нем. Т. Тягуновой) // Социологическое обозрение. 2008. Т. 7. № 3. С. 3–33.

Комментарии запрещены.