Философ как медиатор

Дорожкин Александр Михайлович
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Философ как медиатор

Аннотация. Данная статья посвящена анализу трудностей, возникающих в процессе междисциплинарных практик производства нового научного знания. Основной из подобных трудностей называется и анализируется проблема понимания в терминах формирования языка и среды общения и, как следствие этого, проблема выбора посредника (медиатора). В связи с вопросами формирования общего языка и среды общения рассматриваются концепции «зоны обмена» (П. Галисон), а также «интерактивной экспертизы» (Г. Коллинз, Р. Эванс). Дается оценка тенденции к получению нескольких высших образований (т. н. мультиспециалист) как вызывающей сомнение в плане ее способствования построению успешных зон обмена, особенно если специальности далеки друг от друга («физик-юрист»). Подобные практики описываются в терминах «навязанной рациональности». Кроме того, проблематизируется эффективность модели переводчика между различными научными субкультурами (Коллинз и Эванс). В качестве более продуктивной альтернативы указывается на формирование общего коммуникативного пространства, функционирование которого «подпитывалось» бы благодаря подходящему медиатору. В роли подобного предлагается фигура философа; обсуждаются основные особенности его деятельности в данных условиях. Анализируется ряд концепций, в которых обозначена тематика посреднической роли философии: воззрения немецких мыслителей XIX – начала XX вв. В. Дильтея и В. Вундта, а также идеи современных исследователей: философское консультирование, «философия как междисциплинарность» (С. Фуллер), эпистемический анализ в рамках участия философов в междисциплинарных проектах (Н. Туана). Выявляются и описываются различные затруднения, ожидающие философию на ниве медиаторской деятельности.

Ключевые слова: коммуникация, посредничество, медиатор, навязанная рациональность, зона обмена, общий язык, междисциплинарность.

DOI 10.5840/dspl20181213

Список литературы:

  1. Асташова Н.Д. Человек информационного общества в условиях «навязанной рациональности»: дис. канд. филос. наук. Нижний Новгород: ННГУ, 2017. 147 с.
  2. Баранец Н.Г., Воронина Н.Н. Проблема медиаторов «зон обмена» // Эпистемология и философия науки. 2017. № 4. С. 39–44. DOI: 10.5840/eps201754465
  3. Вундт В. Метафизика // Философия в ее систематическом изложении В. Дильтея, А. Рилля, В. Оствальда, В. Вундта, Г. Эббингауза, Р. Эйкена, Ф. Паульсена, В. Мюнха, Т. Липпса / Пер. с нем. М.: Изд. дом «Территория будущего, 2006. С. 117–151.
  4. Галисон П. Зона обмена: координация убеждений и действий // Вопросы истории естествознания и техники. 2004. № 1. С. 64–92.
  5. Дильтей В. Сущность философии // Философия в ее систематическом изложении В. Дильтея, А. Рилля, В. Оствальда, В. Вундта, Г. Эббингауза, Р. Эйкена, Ф. Паульсена, В. Мюнха, Т. Липпса / Пер. с нем. М.: Изд. дом «Территория будущего, 2006. С. 13–82.
  6. Иванова Н.А. Наука как социальная практика и ее габитуальное основание: дис. докт. филос. наук. Томск, 2015. 341 с.
  7. Касавин И.Т. Зоны обмена как предмет социальной философии науки // Epis­te­mol­o­gy & phi­los­o­phy of sci­ence / Эпистемология и философия науки. 2017. Т. 51. № 1. С. 8–17. DOI: 10.5840/eps20175111
  8. Касавин И.Т. Мегапроекты и глобальные проекты. Наука между утопией и технократией // Вопросы философии. 2015. № 9. С.40–56.
  9. Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. СПб.: РХГИ, 1998. 408 с.
  10. Лахав Р. Философская практика – quo vadis? // Социум и власть. 2016. № 1. С. 7–14.
  11. Полани М. Личностное знание: пер. с англ. М.Б. Гнедовского, Н.М. Смирновой, Б.А. Старостина. М.: Прогресс, 1985. 343 с.
  12. Порус В.Н. На Мосту интерпретаций: Р. Мертон и социальная эпистемология // Социология науки и технологий. 2010. Т. 1. № 4. С. 28–38.
  13. Столярова О.Е. «Сколково»: архитектурные зоны обмена // Социология науки и технологий. 2013. № 4. С. 132–143.
  14. Фолькманн П. Теория познания естественных наук. Связь их с духовной жизнью нашего времени / Пер. с нем. Г.А. Котляра и П.С. Юшкевича. СПб.: Образование, 1911. 368 с.
  15. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2009. 1248 с.
  16. Collins H., Evans R. Rethink­ing Exper­tise. Chica­go: Uni­ver­si­ty of Chica­go Press, 2007. 159 p.
  17. Collins H., Evans R., Gor­man M. Trad­ing Zones and Inter­ac­tion­al Exper­tise // Stud­ies in His­to­ry and Phi­los­o­phy of Sci­ence. 2007. Part A. 38 (4). P. 657–666.
  18. Das­gup­ta D. Sci­en­tif­ic Prac­tice in the Con­texts of Periph­er­al Sci­ence: C. V. Raman and His Con­struc­tion of a Mechan­i­cal Vio­lin-Play­er // Per­spec­tives on Sci­ence. 2016. Vol. 24. No. 4. P. 381–395. DOI: 10.1162/POSC_a_00212
  19. Das­gup­ta D., Levine A. Trad­ing zones, periph­er­al sci­ence and con­trib­u­to­ry exper­tise: a frame­work for explor­ing sci­ence out­side the West­ern con­texts // Cur­rent Sci­ence. 2013. Vol. 104. No. 12. P. 1616–1618.
  20. Frode­man R., Brig­gle A., Hol­brook J.B. Phi­los­o­phy in the Age of Neolib­er­al­ism // Social Epis­te­mol­o­gy: A Jour­nal of Knowl­edge, Cul­ture and Pol­i­cy. 2012. Vol 26. Iss. 3–4. P. 311–330.
  21. Fuller S. Deviant inter­dis­ci­pli­nar­i­ty as philo­soph­i­cal prac­tice: pro­le­gom­e­na to deep intel­lec­tu­al his­to­ry // Syn­these. 2013. Vol. 190. Iss. 11, p. 1899–1916. DOI: 10.1007/s11229-012‑0208-6
  22. Gal­i­son P. Trad­ing zone. Coor­di­nat­ing Action and Belief // The Sci­ence Stud­ies Read­er / Ed. By M. Bia­gi­oli. N. Y.: Rout­ledge, 1999. P. 137–160.
  23. Klein J.T. Inter­dis­ci­pli­nar­i­ty: His­to­ry, the­o­ry and prac­tice. Detroit, MI: Wayne State Uni­ver­si­ty Press, 1991. 336 p.
  24. Mari­noff L. On the emer­gence of eth­i­cal coun­sel­ing: con­sid­er­a­tions of two case stud­ies // Essays on philo­soph­i­cal coun­sel­ing / Ed. R. Lahav, M. da Ven­za Till­manns. Lan­ham, MD: Uni­ver­si­ty Press of Amer­i­ca, 1995. P. 171–192.
  25. O’Rourke M., Crow­ley S.J. Philo­soph­i­cal inter­ven­tion and cross-dis­ci­pli­nary sci­ence: the sto­ry of the Tool­box Project // Syn­these. 2013. Vol. 190. Iss. 11. P. 1937–1954. DOI: 10.1007/s11229-012‑0175-y
  26. Thag­gard P. Being inter­dis­ci­pli­nary: Trad­ing zones in cog­ni­tive sci­ence // Inter­dis­ci­pli­nary col­lab­o­ra­tion: An emerg­ing cog­ni­tive sci­ence / S.Y. Der­ry, C.D. Schunn, M.A. Gerns­bach­er (eds). Mah­wah, N. Y.: Erl­baum, 2005. P. 317–339.
  27. Tua­na N. Embed­ding Philoso­phers in the Prac­tices of Sci­ence: Bring­ing Human­i­ties to the Sci­ences // Syn­these. 2013. Vol. 190. Iss. 11. P. 1955–1973. DOI: 10.1007/s11229-012‑0171-2

Комментарии запрещены.