Дорожкин Александр Михайлович
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Философ как медиатор
Аннотация. Данная статья посвящена анализу трудностей, возникающих в процессе междисциплинарных практик производства нового научного знания. Основной из подобных трудностей называется и анализируется проблема понимания в терминах формирования языка и среды общения и, как следствие этого, проблема выбора посредника (медиатора). В связи с вопросами формирования общего языка и среды общения рассматриваются концепции «зоны обмена» (П. Галисон), а также «интерактивной экспертизы» (Г. Коллинз, Р. Эванс). Дается оценка тенденции к получению нескольких высших образований (т. н. мультиспециалист) как вызывающей сомнение в плане ее способствования построению успешных зон обмена, особенно если специальности далеки друг от друга («физик-юрист»). Подобные практики описываются в терминах «навязанной рациональности». Кроме того, проблематизируется эффективность модели переводчика между различными научными субкультурами (Коллинз и Эванс). В качестве более продуктивной альтернативы указывается на формирование общего коммуникативного пространства, функционирование которого «подпитывалось» бы благодаря подходящему медиатору. В роли подобного предлагается фигура философа; обсуждаются основные особенности его деятельности в данных условиях. Анализируется ряд концепций, в которых обозначена тематика посреднической роли философии: воззрения немецких мыслителей XIX – начала XX вв. В. Дильтея и В. Вундта, а также идеи современных исследователей: философское консультирование, «философия как междисциплинарность» (С. Фуллер), эпистемический анализ в рамках участия философов в междисциплинарных проектах (Н. Туана). Выявляются и описываются различные затруднения, ожидающие философию на ниве медиаторской деятельности.
Ключевые слова: коммуникация, посредничество, медиатор, навязанная рациональность, зона обмена, общий язык, междисциплинарность.
DOI: 10.5840/dspl20181213
Список литературы:
- Асташова Н.Д. Человек информационного общества в условиях «навязанной рациональности»: дис. канд. филос. наук. Нижний Новгород: ННГУ, 2017. 147 с.
- Баранец Н.Г., Воронина Н.Н. Проблема медиаторов «зон обмена» // Эпистемология и философия науки. 2017. № 4. С. 39–44. DOI: 10.5840/eps201754465
- Вундт В. Метафизика // Философия в ее систематическом изложении В. Дильтея, А. Рилля, В. Оствальда, В. Вундта, Г. Эббингауза, Р. Эйкена, Ф. Паульсена, В. Мюнха, Т. Липпса / Пер. с нем. М.: Изд. дом «Территория будущего, 2006. С. 117–151.
- Галисон П. Зона обмена: координация убеждений и действий // Вопросы истории естествознания и техники. 2004. № 1. С. 64–92.
- Дильтей В. Сущность философии // Философия в ее систематическом изложении В. Дильтея, А. Рилля, В. Оствальда, В. Вундта, Г. Эббингауза, Р. Эйкена, Ф. Паульсена, В. Мюнха, Т. Липпса / Пер. с нем. М.: Изд. дом «Территория будущего, 2006. С. 13–82.
- Иванова Н.А. Наука как социальная практика и ее габитуальное основание: дис. докт. филос. наук. Томск, 2015. 341 с.
- Касавин И.Т. Зоны обмена как предмет социальной философии науки // Epistemology & philosophy of science / Эпистемология и философия науки. 2017. Т. 51. № 1. С. 8–17. DOI: 10.5840/eps20175111
- Касавин И.Т. Мегапроекты и глобальные проекты. Наука между утопией и технократией // Вопросы философии. 2015. № 9. С.40–56.
- Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. СПб.: РХГИ, 1998. 408 с.
- Лахав Р. Философская практика – quo vadis? // Социум и власть. 2016. № 1. С. 7–14.
- Полани М. Личностное знание: пер. с англ. М.Б. Гнедовского, Н.М. Смирновой, Б.А. Старостина. М.: Прогресс, 1985. 343 с.
- Порус В.Н. На Мосту интерпретаций: Р. Мертон и социальная эпистемология // Социология науки и технологий. 2010. Т. 1. № 4. С. 28–38.
- Столярова О.Е. «Сколково»: архитектурные зоны обмена // Социология науки и технологий. 2013. № 4. С. 132–143.
- Фолькманн П. Теория познания естественных наук. Связь их с духовной жизнью нашего времени / Пер. с нем. Г.А. Котляра и П.С. Юшкевича. СПб.: Образование, 1911. 368 с.
- Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2009. 1248 с.
- Collins H., Evans R. Rethinking Expertise. Chicago: University of Chicago Press, 2007. 159 p.
- Collins H., Evans R., Gorman M. Trading Zones and Interactional Expertise // Studies in History and Philosophy of Science. 2007. Part A. 38 (4). P. 657–666.
- Dasgupta D. Scientific Practice in the Contexts of Peripheral Science: C. V. Raman and His Construction of a Mechanical Violin-Player // Perspectives on Science. 2016. Vol. 24. No. 4. P. 381–395. DOI: 10.1162/POSC_a_00212
- Dasgupta D., Levine A. Trading zones, peripheral science and contributory expertise: a framework for exploring science outside the Western contexts // Current Science. 2013. Vol. 104. No. 12. P. 1616–1618.
- Frodeman R., Briggle A., Holbrook J.B. Philosophy in the Age of Neoliberalism // Social Epistemology: A Journal of Knowledge, Culture and Policy. 2012. Vol 26. Iss. 3–4. P. 311–330.
- Fuller S. Deviant interdisciplinarity as philosophical practice: prolegomena to deep intellectual history // Synthese. 2013. Vol. 190. Iss. 11, p. 1899–1916. DOI: 10.1007/s11229-012‑0208-6
- Galison P. Trading zone. Coordinating Action and Belief // The Science Studies Reader / Ed. By M. Biagioli. N. Y.: Routledge, 1999. P. 137–160.
- Klein J.T. Interdisciplinarity: History, theory and practice. Detroit, MI: Wayne State University Press, 1991. 336 p.
- Marinoff L. On the emergence of ethical counseling: considerations of two case studies // Essays on philosophical counseling / Ed. R. Lahav, M. da Venza Tillmanns. Lanham, MD: University Press of America, 1995. P. 171–192.
- O’Rourke M., Crowley S.J. Philosophical intervention and cross-disciplinary science: the story of the Toolbox Project // Synthese. 2013. Vol. 190. Iss. 11. P. 1937–1954. DOI: 10.1007/s11229-012‑0175-y
- Thaggard P. Being interdisciplinary: Trading zones in cognitive science // Interdisciplinary collaboration: An emerging cognitive science / S.Y. Derry, C.D. Schunn, M.A. Gernsbacher (eds). Mahwah, N. Y.: Erlbaum, 2005. P. 317–339.
- Tuana N. Embedding Philosophers in the Practices of Science: Bringing Humanities to the Sciences // Synthese. 2013. Vol. 190. Iss. 11. P. 1955–1973. DOI: 10.1007/s11229-012‑0171-2