Коваль Екатерина Александровна
Средне-Волжский институт (филиал)Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)
Ненормативные стратегии научной коммуникации
Аннотация. Статья посвящена анализу актуальной проблемы, связанной с ценностно-нормативными отклонениями, допускаемыми субъектами научных коммуникаций. Целью данной статьи является анализ таких стратегий научной коммуникации, которые выходят за пределы нормативного и способствуют формированию «институтов недоверия» в современном академическом сообществе. Для достижения цели необходимо исследовать причины и условия, способствующие нарушениям норм и требований, предъявляемых к процедуре публикации научных текстов, охарактеризовать негативные последствия таких нарушений для научного сообщества и обозначить стратегии решения обозначенных проблем в сфере научной коммуникации.
Основным методом является анализ (не)нормативного содержания таких коммуникативных стратегий, характерных для академического сообщества, как презентация и борьба за признание. Эти стратегии реализуются главным образом посредством публикации текстов научных исследований. Взаимодействие субъектов научной коммуникации может носить при этом как нормативный, так и ненормативный характер, имеющий признаки информационного противостояния. Ненормативные стратегии научной коммуникации препятствуют ускорению научного прогресса, провоцируют рост различных форм «серых» практик в данной сфере (объемное цитирование, самоплагиат, почетное авторство и др.).
Во избежание формирования «институтов недоверия» в том сегменте публичного пространства, где осуществляются различные формы научной коммуникации, необходимо реализовать ряд мер: принять оптимальные критерии для оценки эффективности деятельности ученого, создать условия для повышения культуры научного исследования, сформировать в научной и академической среде нетерпимость к различным видам академической нечестности. Для решения задач такого рода может быть применен подход, разработанный в рамках коммунитаристских представлений о ценностно-нормативном устройстве сообществ. Речь идет о мегалоге с участием авторов, редакторов, издателей, рецензентов, представителей государственных органов и иных лиц, заинтересованных в пресечении использования ненормативных стратегий научной коммуникации.
Ключевые слова: научная коммуникация, коммуникативные стратегии, плагиат, «серые» практики, академическое сообщество, институциональное недоверие, мегалог.
DOI: 10.5840/dspl20181219
Список литературы:
- Бобкова Е.М. Доверие как фактор целостности общества // Социологические исследования. 2014. № 10. С. 70–75.
- Богданова И.Ф. Онлайновое пространство научных коммуникаций // Социология науки и технологий. 2010. Т. 1. № 1. С. 140–161.
- Курбатова М.В., Каган Е.С. Оценка степени значимости эффектов внешнего контроля деятельности преподавателей вузов // Журнал институциональных исследований. 2015. Т. 7. № 3. С. 122–143. DOI: 10.17835/2076–6297.2015.7.3.122–143
- Мамаева С.А. Коммуникативные стратегии ученых // Научная периодика: проблемы и решения. 2011. № 3(3). С. 6–12.
- Мертон Р. Наука и демократическая социальная структура // Р. Мертон. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ, Хранитель, 2006. С. 767–781.
- Реутов Е.В., Реутова М.Н. Недоверие в установках и практиках населения // Социологические исследования. 2015. № 6. С. 126–132.
- Brandt M.J., Wetherell G., Henry P.J. Changes in Income Predict Change in Social Trust: A Longitudinal Analysis // Political Psychology. 2015. No. 36. P. 761–768. DOI: 10.1111/pops.12228.
- Bretag T., Mahmud S. Self-plagiarism or appropriate textual re-use? // Journal of Academic Ethics. 2009. No. 7 (3). P. 193–205. DOI: 10.1007/s10805-009‑9092-1.
- Etzioni A. Creating Good Communities and Good Society // Contemporary Sociology. 2000. Vol. 29. Iss. 1. P. 188–195.
- Heckler N.C., Forde D.R. The Role of Cultural Values in Plagiarism in Higher Education // Journal of Academic Ethics. 2015. Vol. 12. No. 1. P. 61–75. DOI: 10.1007/s10805-014‑9221-3.
- Quah C.H., Stewart N., Lee J.W.C. Attitudes of Business Students Toward Plagiarism // Journal of Academic Ethics. 2012. Vol. 10. Iss. 3. P. 185–199. DOI: 10.1007/s10805-012‑9157-4.
- Sureda-Negre J., Jones K.O., Comas-Forgas R. Ethics and Plagiarism in Scientific Communication // Comunicar. 2016. No. 48. URL: https://www.researchgate.net/publication/304703724_Ethics_and_Plagiarism_in_Scientific_Communication (дата доступа: 25.01.2018).