Франкфуртская школа в контексте основных тенденций историко-философского процесса в современной Германии

Шачин Святослав Вячеславович
Мурманский арктический государственный университет

Кутырев Владимир Александрович
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Масланов Евгений Валерьевич
Институт философии РАН

Тарасов Алексей Анатольевич
Нижегородский институт управления

Фейгельман Артем Маркович
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Шаталов-Давыдов Дмитрий Юрьевич
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Шаталова-Давыдова Елена Владимировна
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Франкфуртская школа в контексте основных тенденций историко-философского процесса в современной Германии

Аннотация. 21 декабря 2017 в ННГУ им. Н.И. Лобачевского состоялось обсуждение идей Франкфуртской школы в русле следующих аспектов.
Во-первых, философское обоснование идеи справедливости как принципа разумного и прогрессивного общественного устройства. Во-вторых, изучение реалий современного мирового общества как «позднекапиталистического» с целью понимания того, какие прогрессивные социальные силы в мире могут стать застрельщиками процесса реформирования мирового капитализма в направлении социал-демократического идеала разумного и справедливого общества. В-третьих, политические исследования того, каким образом может возникнуть новая общественность, которая сумеет стать «группой влияния» в современном европейском политическом процессе для нахождения путей реализации философских идеалов Франкфуртской школы. Рассмотрены такие ключевые понятия системы Юргена Хабермаса, как коммуникативный разум, коммуникативное действие и дискурс, а также ряд философских источников, оказавших влияние на формирование его теории. Представлены концепции современных и менее известных в России мыслителей, последователей идей Франкфуртской школы, – Акселя Хоннета и Райнера Форста. Дискуссия также касалась вопросов, касающихся возможных сценариев развития мирового общественного процесса, в т. ч. в отношении проблемы духовности.

Ключевые слова: социальная философия, Франкфуртская школа, Юрген Хабермас, Карл-Отто Апель, Аксель Хоннет, инструментальный разум, капитализм, теория коммуникативного действия.

DOI:10.5840/dspl20181328

Список литературы:

  1. Шачин В.С. Концепции современного естествознания (План-конспект теоретической части курса): Учеб.-метод. пособие для студ. гуманитар. фак.-ов / Мурм. гос. пед. ин-т. Мурманск : МГПИ, 2001. 83 с.
  2. Шачин В.С. Коммуникативная теория разума Юргена Хабермаса. Мурманск: МГПУ, 2010. 243 с
  3. Шачин В.С. Законы диалектики и принципы системности: опыт нового обоснования. М: URSS, 2014. 127 с.
  4. Шачин С.В. Философия Франкфуртской школы: От Хабермаса до Либша: идейные основы. М.: URSS, 2015. 216 с.
  5. Шачин В.С. Философия Франкфуртской школы и Рос-сия: опыт синтеза немецкого рационализма и российской духовности. М.: URSS: Ленанд, 2017. 299 с

Комментарии запрещены.