Социокультурные вызовы цифровой эпохи

Лисенкова Анастасия Алексеевна 
Пермский государственный институт культуры

Социокультурные вызовы цифровой эпохи

Аннотация. В статье говорится о влиянии развития цифровых технологий на все сферы жизни современного человека. Прозрачность и сохраняемость всех цифровых следов создают новые условия жизни социума и задают новые форматы общественных отношений. В связи с данными процессами и необходимостью развития цифровой экономики, с целью роста глобальной конкурентоспособности в России в последние несколько лет был утвержден ряд программных документов, направленных на развитие цифровой среды и вовлеченности в данный процесс экспертного сообщества центральных вузов и научных институтов. Вместе с тем, необходимо отметить риски подобного подхода, исключающего экспертную оценку, рефлексию и прогнозирование эффектов внедрения новых технологий. В данной статье ставится акцент на необходимости широкой оценки и обсуждения гуманитарным научным сообществом социокультурных вызовов, стоящих перед обществом на пороге повсеместного внедрения цифровых технологий (искусственного интеллекта, интернета вещей, технологий виртуальной, смешанной и дополненной реальностей, сбора и анализа больших данных, цифровых следов и персональной идентификации). 

Ключевые слова:цифровизация, социальные коммуникации, виртуализация, гуманитарная экспертиза, интернет, большие данные

DOI: 10.5840/dspl20192117

Список литературы:

  1. Государственная программа «Стратегия развития информационного общества Российской Федерации на 2017–2030 годы» (Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203). URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 07.07.2018).
  2. Государственная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р). URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 21.06.2018).
  3. Государственный проект «Современная цифровая образовательная среда России» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25 октября 2016 г. № 9).
    URL:http://static.government.ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUtmuF5lZYfTvOAG.pdf (дата обращения: 04.07.2018).
  4. Баширов Т.А. Нелинейное мышление и гуманизм в современном обществе // Манускрипт. 2018. № 9 (95). C. 55–58.
  5. Конева А.В. «Подиумное сознание» в эпоху культуры различия // Труды Санкт-Петербургского университета культуры и искусств. 2009. Т. 189. Вып. 4. С. 53–58.
  6. Лисенкова А.А. Новые медиа: от Web 1.0 к семантической паутине Web 4.0 // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 1 (81). С. 110–118.
  7. Стивенс-Давидовиц С. Все лгут. Поисковики, Big Data и Интернет знают о вас все / пер. с англ. Л.И. Степановой. М.: Эксмо, 2018. 384 с.
  8. Структура программы. Система управления реализацией Программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // АНО «Цифровая экономика». URL: https://data-economy.ru/organization (дата обращения: 08.07.2018).
  9. Шваб К. Четвертая промышленная революция / пер. с англ. М.: Издательство «Э», 2017. 208 c.
  10. Bring­ing Big Data to the Enter­prise // IBM. URL: https://www-01.ibm.com/software/data/bigdata/what-is-big-data.html (дата обращения: 11.07.2018).
  11. Everett A. Dig­i­tex­tu­al­i­ty and Click The­o­ry: The­ses on Con­ver­gence Media in the Dig­i­tal Age // New media: The­o­ries and Prac­tices of Dig­i­tex­tu­al­i­ty / ed. by A. Everett, J. Cald­well. N. Y.: Rout­ledge, 2003. P. 1–28.
  12. Manovich L. The Lan­guage of New Media. Cam­bridge, MA: The MIT Press, 2002. 400 p.
  13. Rainie L, Well­man B. Net­worked. The New Social Oper­at­ing Sys­tem. Cam­bridge, MA; L.: MIT Press, 2012. 358 p.
  14. Turkle S. Alone Togeth­er. Why We Expect More from Tech­nol­o­gy and Less from Each Oth­er. N. Y.: Basic Books, 2011. 384 p.

Комментарии запрещены.