Философские основания практико-ориентированного подхода в образовании

Бекарев Адриан Михайлович
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Пак Галина Станиславовна
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Философские основания практико-ориентированного подхода в образовании

Аннотация. Практико-ориентированный подход предполагает смещение акцентов от предметного представления научного знания к его операциональному использованию. Здесь важен переход от описания к овладению способами получения знания, от устоявшегося знания к знанию о незнании. Формирование операционального знания предполагает использование технологий, соответствующих навигаторской модели в образовании. Актуальность исследования практико-ориентированного подхода в образовании не только логически вытекает из содержания того практического поворота, который произошел в современной философии, но и вызвана социальными реалиями. Изменения сегодня происходят быстрее, чем мы их ожидаем, и необходима адекватная реакция системы высшего образования на этот «неподвластный» нам факт. Цель статьи – артикулировать философские основания практико-ориентированного подхода в образовании и продолжить обоснование его эффективности в изучении курса «История и философия науки» в аспирантуре как третьем уровне высшего образования, используя идеи и результаты исследования Н.И. Мартишиной. Философская рефлексия в качестве универсальной интеллектуальной операции предполагает анализ трех уровней предметной реальности науки, описанных М.Б. Сапуновым. Результаты исследования. Философское знание, представленное в виде интеллектуальных операций, становится доступным для практического использования. Три уровня философской рефлексии по поводу предметной реальности науки обосновывают единство трех аспектов бытия науки. Обсуждения и заключения. Полученные результаты исследования являются основанием для предпочтения «навигаторской» (термин предложен С.А. Смирновым) или сетевой модели образования. Приводятся два кейса использования практико-ориентированного подхода в преподавании истории и философии науки.

Ключевые слова: рефлексия, уровни философской рефлексии, операциональный характер знания, модели образования, навигаторская модель образования, формы знания о незнании, диалог, ищущий самого себя субъект

DOI: 10.5840/dspl20192226

Список литературы:

  1. Божков О.Б. Понятия повседневности и практик: к уточнению социологического смысла // Социологический журнал. 2014. Т. 20. № 4. С. 133–154. DOI: 10.19181/socjour.2014.20.4.242.
  2. Динабург С.В. Проблема концептуализации феномена практики в контексте трансдисциплинарных стратегий постнеклассической науки // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2018. Вып. 4. С. 496–507. DOI: 10.17072/2078–7898/2018–4-496–507.
  3. Кант И. Критика чистого разума / пер. с нем. Симферополь: Реноме, 1998. 528 с.
  4. Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография / пер. и ком. Ю.А. Асеева. М.: Наука,1980. 485 с.
  5. Лешкевич Т.Г. Философия науки: учеб. пособие. М.: ИНФРА, 2008. 272 с.
  6. Мартишина Н.И. Теория познания как прикладная дисциплина, а также о возможности ее практически ориентированного преподавания // Epistemology&Philosophy of Sci­ence. Эпистемология и философия науки. 2008. Т. 17. № 3. С. 92–108.
  7. Мартишина Н.И. Философия науки в инженерном вузе: практико-ориентированный подход // Высшее образование в России. 2013. № 10. С. 151–156.
  8. Монсон П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию / пер. со швед. М.: Весь мир, 1994. 96 с.
  9. Пивоваров Д.В. Операционализм // Современный философский словарь / под общей ред. В.Е. Кемерова; 2-е изд. Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск: Панпринт, 1998. С. 609–612.
  10. Порус В.Н. Философия для аспирантов: порог выхода или входа? // Высшее образование в России. 2007. №7. С. 156–157.
  11. Розин В.М. Анализ реального познания как условие снятия спора конструктивистов и реалистов // Epistemology&Philosophy of Sci­ence. Эпистемология и философия науки. 2015. Т. 45. № 3. С. 65–79.
  12. Сапунов М.Б. О проблеме реальности в истории и философии науки // Высшее образование в России. 2012. № 2. С. 147–155.
  13. Смирнов С.А. Практикуемые модели социально- гуманитарного образования // Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в вузах России. Аналитический доклад / под ред. Л.Г. Ионина. М.: Логос, 2003. 660 с.
  14. Смирнов С.А. Человек перехода: сборник научных работ. Новосибирск, НГУЭУ, 2005. С.136–157.
  15. Стругацкий А.Н. Понедельник начинается в субботу: [сказка для научных работников младшего возраста] / А. Стругацкий, Б. Стругацкий. М.: АСТ, 2016. 320 с.
  16. Фуко М. История безумия в классическую эпоху / пер. с франц. И. Стаф. СПб: Университетская книга, 1997. 576 с.
  17. Boguslavskii M.V., Neborskii Y.V. Devel­op­ment of the Uni­ver­si­ty Edu­ca­tion in the Con­text of Glob­al­iza­tion // SHS Web Con­fer­ences. 2016. Vol. 29. 2016 Inter­na­tion­al Con­fer­ence “Edu­ca­tion Envi­ron­ment for the Infor­ma­tion Age” (EEIA-2016) (Moscow, June 6–7). DOI: 10.1051/shsconf/20162901011 (дата обращения: 20.01.2019).
  18. Bridg­man P. Reflec­tions of a Physi­cist. N.Y.: Philo­soph­i­cal Library, 1955. XII. 392 p.
  19. Macov­ec G. Trends in High­er Edu­ca­tion and Library Con­sor­tia // Jour­nal of Library Admin­is­tra­tion. 2017. Vol. 57. Iss. 5. P. 577–584

Комментарии запрещены.