Ноосферату: цифровые доноры для вторичнокровных

Очеретяный Константин Алексеевич
Санкт-Петербургский государственный университет

Ноосферату: цифровые доноры для вторичнокровных
(Размышление над книгой «Кровь и культура»)

Аннотация. Статья представляет собой размышление над книгой В.В. Савчука «Кровь и культура». Задуманная в конце 80-х и впервые изданная в середине 90-х годов XX века, она получает новое – расширенное и дополненное – издание в преддверии 20-х годов XXI века. Ключевая причина рефлексии над книгой – показать не-возможность ее ретроспективного прочтения. Новый контекст – медиареальность, ставшая нашим жизненным миром, – сформировала новый текст, который живет в режиме акту-альности, отвечает на вопросы топологии боли в цифре, герменевтики дискурса жертвы в сети, латентной работы негативного опыта в со-общении, новых форм насилия в гаджетах. Если первое издание было опытом саморефлексии культуры – признание отчужденных форм, то второе издание – инструкция по ори-ентации в новой технологической реальности. Ведь чем более сложна конструкция нашей реальности, тем большую хрупкость может она проявить, тем более примитивные энергии высвободить. Отсюда ключевой сюжет статьи – механизмы приручения этой энергии как работа с психофизиологическим ресурсом человека в мире высоких технологий.

Ключевые слова: кровь, культура, медиа, топология боли, феноменология насилия, эстетика жертвы, ноосферату

DOI: 10.5840/dspl20192342

Благодарности

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и АНО ЭИСИ в рамках научного проекта № 19–011-31418.

Список литературы:

  1. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / пер. с франц. С.H. Зенкипа. М.: Добросвет. 2000. 387 с.
  2. Жирар Р. Насилие и священное / пер. с франц. Г. Дашевского. М., Новое литературное обозрение. 2000. 400 с.
  3. Олье Д. (сост.). Коллеж социологии / пер. с франц. Ю.Б. Бессоновой. СПб.: Наука, 2004. 588 с.
  4. Савчук В.В. Кровь и культура. СПб.: Академия исследований культуры, 2019. 288 с.
  5. Хайдарова Г.Р. Феномен боли в культуре. СПб.: Издательство РХГА, 2013. 317 с.

Комментарии запрещены.