Масланов Евгений Валерьевич
Институт философии РАН
Университет экспертизы – университет после руин
Аннотация. В статье анализируется один из возможных подходов к построению нового университета. На основе сравнения функционирования гумбольдтовского и предпринимательского университетов делается вывод о том, что они не полностью удовлетворяют современным по-требностям общества. Ориентированный на свободу преподавания и образование через исследование гумбольдтовский университет в настоящее время находится «в руинах».
Он придает ученым особый статус носителей определенного эпистемического авторитета, который не может быть подвергнут критике. Предпринимательский университет превращает ученых в предпринимателей. Они не обладают особым эпистемическим авторитетом. В результате делается вывод о том, что изменение в функционировании университетов может быть описано и через изменение эпистемического положения ученых. Из обладающих монополией на знания и экспертизу они превратились в одного из множества различных экспертов. В результате предлагается новая модель университета – университет экспертизы. Сохраняя все ценное от гумбольдтовского и предпринимательского университета, новая модель уделяет большее внимание формированию связанных с экспертизой компетенций у преподавателей и студентов.
Ключевые слова: гумбольдтовский университет, предпринимательский университет, экспертиза, исследования науки, образование
DOI: 10.5840/dspl20192338
Список литературы:
- Константинов Г.Н., Филонович С.Р. Что такое предпринимательский университет // Вопросы образования. 2007. № 1. С. 49–62.
- Краева А.Г. Science art как метакогнитивный уровень рефлексии современной культуры // Симбирский научный вестник. 2017. № 4. С. 81–88.
- Фуллер С. В чем уникальность университетов? Обновление идеала в эпоху предпринимательства (пер. с англ. С. Филоновича) // Вопросы образования. 2005. № 2. С. 50–76.
- Шнедельбах Г. Университет Гумбольдта (пер. с нем.) // Логос. 2002. № 5–6. С. 65–78.
- Юдин Б.Г. Этическое сопровождение биомедицинских исследований как сфера применения социальных технологий // Общество. Техника. Наука. На пути к теории социальных технологий / под ред. И.Т. Касавина. М.: Альфа-М, 2012. С. 318–336.
- Audretsch D. From the Entrepreneurial University to the University for the Entrepreneurial Society // Journal of Technological Transfer. 2014. Vol. 39. No. 3. P. 313– 321. DOI: 10.1007/s10961-012‑9288-1.
- Callon M. Some Elements of a Sociology of Translation; Domestication of the Scallops and the Fishermen of St. Brieuc Bay // Power, Action and Belief / ed. by J. Law. L.: Routledge, 1986. P. 196–223.
- Clark B.R. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. Kidlington; Oxford: Pergamon, 1998. 163 p.
- Cohen W.M., Levinthal D.A Innovation and Learning: The Two Faces of R & D // The Economic Journal. 1989. Vol. 99. No. 397. P. 569– 596.
- Collins H., Evans R. The Third Wave of Science Studies: Studies of Expertise and Experience // Social Studies of Science. 2002. Vol. 32. No. 2. P. 235–296. DOI: 10.1177/0306312702032002003.
- Collins H., Evans R. Rethinking Expertise. Chicago; L.: The University of Chicago Press, 2007. 159 p.
- Das N.K., Sil A. Evolution of Ethics in Clinical Research and Ethics Committee // Indian Journal of Dermatology. 2017. Vol. 62. No. 4. P. 373–379.
- Latour B. Science in Action. How to Follow Scientists and Engineers through Society. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1987. 288 p.
- Readings B. The University in Ruins. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1996. 238 p.