«Цифровизация» образования – философские и этнофункциональные психологические аспекты

Сухарев Александр Владимирович
Институт психологии РАН

«Цифровизация» образования – философские и этнофункциональные психологические аспекты

Аннотация. В настоящей статье осуществлена попытка привлечь внимание научного сообщества к проблеме «цифровизации» образования с широких междисциплинарных позиций – философских и психологических. Автор исходит из результатов психологических эмпирических и экспериментальных исследований в рамках этнофункциональной парадигмы в психологии и философско-антропологической концепции синтеза хаоса и космоса в ментальности субъекта. В работе делается вывод о неправомерности поспешной и научно не обоснованной «цифровизации» системы образования России.

Ключевые слова: ментальность, цифровизация, образование, этнофункциональный подход, архаика, модерн

DOI: 10.5840/dspl20192448

Список литературы:

  1. Бранский В. П. Социальная синергетика как постмодернистская философия истории // Общественные науки и современность. 1999. № 6. С. 117–127.
  2. Выготский Л. С. Инструментальный метод в психологии // Л. С. Выготский. Собрание сочинений в 6 т.: Т. 1: Вопросы теории и истории психологии. М.: Педагогика, 1982. С. 103–108.
  3. Выдрина Е. А. Этнофункциональный аспект возникновения легкой умственной отсталости у дошкольников: автореф. дис. канд. психол. наук. М.: Психологический институт РАО, 2007. 19 с.
  4. Лимеров П. Ф. Мифология загробного мира. Сыктывкар: Изд-во КНЦ УрО РАН, 1998. 127 c.
  5. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. Исследования по фольклору и мифологии Востока / 3-е изд., репринтное. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. 407 с.
  6. Сухарев А. В. Этнофункциональная парадигма в психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. 575 с.
  7. Сухарев А. В. Развитие русской ментальности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. С. 78–303.
  8. Сухарев А. В. Китайское экономическое чудо: опыт психологического анализа // Пространство и время. 2018. № 1 (31)–2 (32). С. 107–118.
  9. Сухарев А. В. Хаос и космос в ментальности субъекта. М.: Когито-Центр, 2019. 277 с.
  10. Сухарев А. В., Чулисова А. П. Этнофункциональная коррекция образной сферы личности осужденных за насильственные преступления. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. 144 с.
  11. Сухарев А. В., Тимохин В. В., Выдрина Е. А., Шапорева А. А. Роль психологических этнофункциональных условий в повышении уровня интеллекта // Экспериментальная психология. 2017. Т. 10. № 4. C. 20–33.
  12. Хачатурян В. М. «Вторая жизнь» архаики: архаизирующие тенденции в цивилизационном процессе. М.: Академия, 2009. 215 c.
  13. Цифровизация российской школы. Плюсы и минусы, чего больше? // Сетевое сообщество «Live­Jour­nal». URL: https://vlad1-74.livejournal.com/579504.html (дата обращения: 26.04.2019).
  14. Шустова В. О. Этнофункциональный подход к антинаркотическому и антиалкогольному воспитанию молодежи: автореф. дис. канд. психол. наук. М.: МПСУ: 2007. 25 с.

Комментарии запрещены.