Масланов Евгений Валерьевич
Институт философии РАН
Коммуникация ученых и новые информационно-коммуникационные технологии (заметки пессимиста)
Аннотация. Статья посвящена анализу способов функционирования научной коммуникации. Сегодня выделяют два потока коммуникации ученых – внутринаучную коммуникацию с другими учеными и коммуникацию с внешними по отношению к науке акторами. Первая обычно связана с решением профессиональных вопросов, вторая ориентирована на рассказ о достижениях науки широкой публике. В период развития технонауки особую роль играет второй тип коммуникации. Автор обосновывает тезис о том, что активное использование новых информационно-коммуникационных технологий приводит к распространению научного взгляда на мир, научной рацио-нальности за пределы науки. В процессе своего использования новые информационно-коммуникационные технологии формируют у не-ученых ценности, характерные для научного сообщества. При этом активное развитие проектов по популяризации научного знания вместе с внедрением научной рациональности при помощи активного использования различных интерфейсов приводит к тому, что общество все больше узнает о науке. Происходит пересечение потоков коммуникации ученых друг с другом и с вненаучными акторами. В этом случае формируется общее пространство коммуникации, которое может перерастать в общее пространство проектов и дискуссий профессионалов и не-профессионалов. Формируется пограничная зона синтетического обмена между двумя потоками коммуникации ученых, в котором профессиональная коммуникация и популяризаторская коммуникация с не-учеными начинают смешиваться. Подобные стратегии активно реализуются в рамках социальных сетей в интернете или синтетических платформ, позволяющих как познакомиться с результатами научных исследований, так и вступить в дискуссии с учеными или принять участие в исследованиях. В результате этого процесса происходит девальвация ценности и значимости научного знания.
Ключевые слова: коммуникация, наука, популяризация научного знания, научные сообщества, интерфейс, новые информационно-коммуникационные технологии, платформы
DOI: 10.5840/dspl2020312
Информация о финансировании исследования
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18–311-00187 «Коммуникационные площадки в сети интернет как “зоны обмена”: перспективы и ограничения (российский контекст)».
Список литературы:
- Асташова Н. Д. Экономическая составляющая в эффекте «навязанной рациональности» торговых центров // Общество: философия, история, культура. 2016. № 7. С. 55–57.
- Бурдье П. Поле науки // Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики / пер. с фр. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007. С. 473–517.
- Касавин И. Т. Рождение философии науки из духа викторианской эпохи. // Эпистемология и философия науки. 2019. Т. 56. № 1. С. 23–33.
- Латур Б. Наука в действии: следуя за учеными и инженерами внутри общества / пер. с англ. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. 414 с.
- Лекторский В. А. Философия, познание, культура. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2012. 384 с.
- Маркеева А. В., Гавриленко О. В. Цифровая платформа как новый экономический актор и новая инстанция социального контроля // Вестник Московского Университета. Сер. 7. Философия. 2019. № 5. С. 29–48.
- Масланов Е. В. Краудсорсинг в науке: новый элемент научной инфраструктуры // Философия науки и техники. 2018. № 1. С. 141–155.
- Сноу Ч. П. Две культуры и научная революция // Ч. П. Сноу. Портреты и размышления / пер. с англ. М.: Изд-во «Прогресс», 1985. С. 195–226.
- Цуркан Е. В. Культурные вызовы глобальной сети интернет // Цифровой ученый: лаборатория философа. 2018. Т. 1. № 4. С. 116–128.
- Этика и «цифра»: этические проблемы цифровых технологий. Аналитический доклад // Центр подготовки руководителей цифровой трансформации. 2020. URL: http://ethics.cdto.center/ (дата обращения: 25.01.2020)
- Merton R. K. The Sociology of Science. Theoretical and Empirical Investigations. Chicago; L.: The University of Chicago Press, 1973. 605 p.
- Zitrain J. The Future of the Internet – And How to Stop It. New Haven: Yale University Press, 2008. 342 p.