Симбиоз знаков и событий (дискурс-пример конвергенции)

Розин Вадим Маркович
Институт философии РАН

Симбиоз знаков и событий (дискурс-пример конвергенции)

Аннотация. В статье предлагается решение важной проблемы гуманитарной науки и семиотики (при этом автор отталкивается от интересного доклада Александры Володиной, прочитанной в Институте философии РАН). Дело в том, что традиционная семиотика хорошо объясняет только относительно небольшой класс знаков, например, естественного языка, транспортные, коммуникационные и др. Попытки подвести под классическое понятие знака (Ф. Соссюр, Л. Ельмслев, У. Эко) произведения искусств, иконы, символы, схемы, проекты не приносят успеха. Автор предлагает гипотезу о связи (симбиозе) знаков и событий психической реальности, позволяющую, на его взгляд, решать эту проблему. Он старается показать, что если первый класс знаков, удовлетворительно описываемых в традиционной семиотике, обслуживает, прежде всего, процессы коммуникации, то второй (произведения искусств, иконы, схемы, проекты и т.п.) поддерживает сразу два процесса ‒ коммуникации и про-живание событий определенной реальности индивида. Для разъяснения и доказательства этой гипотезы в статье анализируются три кейса (понимание затмения аборигенными народами, переживание детьми сказок и открытие ими изображений). При этом используются понятия схемы, психической реальности, события, знака. Связь знаков и событий истолковывается автором также в ключе биологической аналогии с симбиозом двух организмов (знаки обеспечивают события реальности, а события образуют почву для означения), причем, ссылаясь на свои исследования, он утверждает, что подобный же симбиоз характерен для многих процессов (например, процесса реализации личности и процесса сновидений, а также процессов общения, игры, некоторых форм рефлексии).

Ключевые слова:знак, событие, реальность, коммуникация, процесс, произведение, искусство, симбиоз, реализация, изживание

DOI: 10.5840/dspl20203211

Список литературы:

  1. Августин А. Антология средневековой мысли. Т. 1. СПб.: РХГИ, 2001. С. 66‒67.
  2. Володина А. Материя ощущения: знак-организм, знак-движение, знак-аффект (Доклад в ИФРАН 2020). URL: https://www.youtube.com/watch?v=r5d45tqut1w (дата обращения: 14.05.2020)
  3. Канке В. А. Семиотическая философия: Учеб. пособие по курсу «Философия». Обнинск: ИАТЭ, 1997. 95 с.
  4. Неретина С. С. Верующий разум. К истории средневековой философии. Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1995. 320 с.
  5. Неретина С. С. Тропы и концепты. М.: ИФ РАН, 1999. 277 с.
  6. Попов С. В. Методология организации общественных изменений // Этюды по социальной инженерии: от утопии к организации / под ред. В.М. Розина. М.: URSS, 2002. С. 45–63.
  7. Розин В. М. Семиотические исследования. М.: ПЕР СЭ; СПб. Университетская книга, 2001. 256 с.
  8. Розин В. М. Введение в схемологию: схемы в философии, культуре, науке, проектировании. М.: URSS, 2011. 256 с.
  9. Тейлор Э. Первобытная культура. М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1939. 568 с.
  10. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. М.: Петрополис, 1998. 432 с.
  11. Deleuze G. Mar­cel Proust et les signes. Paris: Press­es Uni­ver­si­taires de France, 1964. 91 p.
  12. Hoffmey­er J. Signs of Mean­ing in the Uni­verse. Bloom­ing­ton: Indi­ana Uni­ver­si­ty Press, 1996. 165 p.
  13. Peirce C. S. Nomen­cla­ture and Divi­sions of Tri­adic Rela­tions, as Far as They Are Deter­mined // Peirce Edi­tion Project (Ed). The Essen­tial Peirce: Select­ed philo­soph­i­cal writ­ings. Vol. 2. Bloom­ing­ton: Indi­ana Uni­ver­si­ty Press, 1998. P. 289–299.
  14. Simon­don G. L’individuation à la lumière des notions de forme et d’information. Greno­ble: Edi­tions Jérôme Mil­lon, 2013. 563 p.

Комментарии запрещены.