Соловьева Александра Сергеевна
Санкт-Петербургский государственный университет
Закон, философия и религия в архаической Греции: развитие понятий θεσμός и νόμος
Аннотация. Законы архаических Афин служили авторитетом для эллинов классической эпохи. В античной традиции классического времени для обозначения старых правовых положений (законов Драконта и Солона) использовалось отдельное слово θεσμός, под которым древние греки в первую очередь понимали священное постановление и связывали свои первые законы с религией. Однако наравне с употреблением данного понятия классические авторы описывали современные им законы, обозначая их словом νόμος, при этом данный термин широко употреблялся в философской мысли древних греков. В статье рассматриваются возможные причины того, почему понятие θεσμός, актуальное для архаической эпохи, в трудах классических авторов используется крайне редко и заменяется новым термином, который помимо политического закона активно используется в философских системах. Изучается вопрос о том, как развивалась политическая мысль Греции и как она взаимодействовала сперва с религией греков, а затем с философией. Также рассматривается процесс рационализации греческого общества, который, по мнению автора, привел к разграничению архаических правовых положений и политического закона классического периода. Автор статьи приходит к выводу о том, что изменение употребления понятий отражало перемены в сознании древних греков и процесс перехода от мифологическо-религиозного восприятия мира к более рационализированному философскому восприятию.
Ключевые слова: Афины, архаическая эпоха, номос, Солон, Драконт
DOI: 10.5840/dspl20203332
Список литературы:
- Бугай Д. В. Правовое мышление в архаической Греции. Dike у ранних элегиков // Вопросы философии. 2012. № 1. С. 79–88.
- Пальцева Л. А. Фесмофеты и раннее афинское законодательство // Мнемон. 2006. № 5. С. 205–214.
- Пальцева Л. А. Формирование судебной системы Афин (до конца 7 в. до н. э.) // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. 2009. № 3. С. 28–43.
- Суриков И. Е. Проблемы раннего афинского законодательства. М.: Языки славянской культуры, 2004. 144 с.
- Фролов Э. Д. Парадоксы истории – парадоксы античности. СПб.: Издательский дом СПбГУ, 2004. 420 с.
- Carey C. In Search of Drakon // The Cambridge Classical Journal. 2013. № 59. P. 29–51.
- Christidis T. Cosmology and Cosmogoni in Heraclitus // Revue de Philosophie Ancienne. 2009. № 27, 2. P. 33–61.
- Curd P. K. Knowledge and Unity in Heraclitus // The Monist. 1991. № 74, 4. P. 531–549.
- Gagarin M. The Thesmothetai and the Earliest Athenian Tyranny Law // Transactions of the American Philological Association. 1981. № 111. P. 71–77.
- Hignett C. A History of the Athenian Constitution to the End of the Fifth Century B. C. Oxford: Clarendon Press, 1952. 420 p.
- Holkeskamp Karl-J. Written Law in Archaic Greece // Proceedings of the Cambridge Philological Society. 1998. № 38. P. 87–117.
- Jarratt S. C. The Role of the Sophists in Histories of Consciousness // Philosophy and Rhetoric. 1990. № 23, 2. P. 85–95.
- Jones J. W. The Law and Legal Theory of the Greeks: An Introduction. Oxford: Clarendon Press, 1956. 327 p.
- Manville B. Solon’s Law of Stasis and Atimia in Archaic Athens // Transactions of the American Philological Association. 1980. № 110. P. 213–221.
- Miller L. The Logos of Heraclitus: Updating the Report // The Harvard Theological Review. 1981. № 74, 2. P. 161–176.
- Ostwald M. Nomos and the Beginnings of Athenian Democracy. Oxford: Clarendon Press, 1969. 228 p.
- Wolff H. J. The Origin of Judicial Litigation among the Greeks // Traditio. 1946. № 5. P. 31–87.