Закон, философия и религия в архаической Греции: развитие понятий θεσμός и νόμος

Соловьева Александра Сергеевна
Санкт-Петербургский государственный университет

Закон, философия и религия в архаической Греции: развитие понятий θεσμός и νόμος

Аннотация. Законы архаических Афин служили авторитетом для эллинов классической эпохи. В античной традиции классического времени для обозначения старых правовых положений (законов Драконта и Солона) использовалось отдельное слово θεσμός, под которым древние греки в первую очередь понимали священное постановление и связывали свои первые законы с религией. Однако наравне с употреблением данного понятия классические авторы описывали современные им законы, обозначая их словом νόμος, при этом данный термин широко употреблялся в философской мысли древних греков. В статье рассматриваются возможные причины того, почему понятие θεσμός, актуальное для архаической эпохи, в трудах классических авторов используется крайне редко и заменяется новым термином, который помимо политического закона активно используется в философских системах. Изучается вопрос о том, как развивалась политическая мысль Греции и как она взаимодействовала сперва с религией греков, а затем с философией. Также рассматривается процесс рационализации греческого общества, который, по мнению автора, привел к разграничению архаических правовых положений и политического закона классического периода. Автор статьи приходит к выводу о том, что изменение употребления понятий отражало перемены в сознании древних греков и процесс перехода от мифологическо-религиозного восприятия мира к более рационализированному философскому восприятию. 

Ключевые слова: Афины, архаическая эпоха, номос, Солон, Драконт

DOI: 10.5840/dspl20203332

Список литературы:

  1. Бугай Д. В. Правовое мышление в архаической Греции. Dike у ранних элегиков // Вопросы философии. 2012. № 1. С. 79–88.
  2. Пальцева Л. А. Фесмофеты и раннее афинское законодательство // Мнемон. 2006. № 5. С. 205–214.
  3. Пальцева Л. А. Формирование судебной системы Афин (до конца 7 в. до н. э.) // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. 2009. № 3. С. 28–43.
  4. Суриков И. Е. Проблемы раннего афинского законодательства. М.: Языки славянской культуры, 2004. 144 с.
  5. Фролов Э. Д. Парадоксы истории – парадоксы античности. СПб.: Издательский дом СПбГУ, 2004. 420 с.
  6. Carey C. In Search of Drakon // The Cam­bridge Clas­si­cal Jour­nal. 2013. № 59. P. 29–51.
  7. Chris­tidis T. Cos­mol­o­gy and Cos­mogo­ni in Her­a­cli­tus // Revue de Philoso­phie Anci­enne. 2009. № 27, 2. P. 33–61.
  8. Curd P. K. Knowl­edge and Uni­ty in Her­a­cli­tus // The Monist. 1991. № 74, 4. P. 531–549.
  9. Gagarin M. The Thes­mo­thetai and the Ear­li­est Athen­ian Tyran­ny Law // Trans­ac­tions of the Amer­i­can Philo­log­i­cal Asso­ci­a­tion. 1981. № 111. P. 71–77.
  10. Hignett C. A His­to­ry of the Athen­ian Con­sti­tu­tion to the End of the Fifth Cen­tu­ry B. C. Oxford: Claren­don Press, 1952. 420 p.
  11. Holkeskamp Karl-J. Writ­ten Law in Archa­ic Greece // Pro­ceed­ings of the Cam­bridge Philo­log­i­cal Soci­ety. 1998. № 38. P. 87–117.
  12. Jar­ratt S. C. The Role of the Sophists in His­to­ries of Con­scious­ness // Phi­los­o­phy and Rhetoric. 1990. № 23, 2. P. 85–95.
  13. Jones J. W. The Law and Legal The­o­ry of the Greeks: An Intro­duc­tion. Oxford: Claren­don Press, 1956. 327 p.
  14. Manville B. Solon’s Law of Sta­sis and Atimia in Archa­ic Athens // Trans­ac­tions of the Amer­i­can Philo­log­i­cal Asso­ci­a­tion. 1980. № 110. P. 213–221.
  15. Miller L. The Logos of Her­a­cli­tus: Updat­ing the Report // The Har­vard The­o­log­i­cal Review. 1981. № 74, 2. P. 161–176.
  16. Ost­wald M. Nomos and the Begin­nings of Athen­ian Democ­ra­cy. Oxford: Claren­don Press, 1969. 228 p.
  17. Wolff H. J. The Ori­gin of Judi­cial Lit­i­ga­tion among the Greeks // Tra­di­tio. 1946. № 5. P. 31–87.

Комментарии запрещены.