От классики к виртуальности

Маркова Людмила Артемьевна
Институт философии РАН

От классики к виртуальности

Аннотация. В XXI веке радикально меняется наше мышление, а вместе с ним и жизнь общества в самых разных ее проявлениях. На передний план выдвигается тот факт, что любому поступку человека предшествует замысел, план его будущей деятельности, его мысль. Это значит, что главное – это не получаемый результат, а начало, базис проделанной работы. Мысль развивается из эмпирии, из контекста, где возникает неразрешимая средствами существующей логики трудность. Логика выдвигается в действительность, в практику, что для классической логики недопустимо. По этой причине за ее пределами всегда оставалось рождение мысли в голове человека. Соответствующим образом развивалось естествознание, и логика его истории служила образцом для гуманитарного знания. После научной революции начала прошлого века, наоборот, гуманитарное знание стало образцом для физики. Квантовая физика заставляет ученых (Гейзенберг, Бор, Борн) думать, что изучая мир, мы познаем себя. Об этом свидетельствуют и приборы, сделанные человеком и обращенные на природу. Ученые задают природе вопросы, которые придают ей человеческие черты. В области начала мысли нет еще четкого разделения на материальное и идеальное. Когда формируется это начало, базис логики, у человека в голове мелькает масса мыслей, беспорядочных и хаотичных, без четких траекторий их движения. Большинство из них исчезают, но участвуют в создании «магического кристалла» будущего произведения и в общем виртуальном пространстве рождения вещей и событий. В этом мире мы уже начинаем жить, сами создавая этот новый для нас искусственный мир.

Ключевые слова: мышление, человек, человеческий, искусственный, мир, основание, базис, начало, виртуальное пространство, материальный, идеальный, классика

DOI: 10.5840/dspl20203442

Список литературы:

  1. Антоновский А. Ю. Существует ли мир без наблюдателя? // Эпистемология и философия науки. 2015. Т. 46. № 4. С. 27–33.
  2. Библер В. С. От наукоучения – к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1991. 414 с.
  3. Витгейнштейн Л. Избранные работы / пер. с нем. и англ. В. Руднева. М.: Территория будущего, 2005. 440 с.
  4. Гейзенберг Г. Физика и философия. Часть и целое. Сборник статей / пер. с нем. И.А. Акчурина, Э.П. Андреева. М. Наука. 1989. 400 с.
  5. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / пер. с франц. С.Н. Зенкина. М: Институт экспериментальной социологии, 1998. 288 с.
  6. Дюгем П. Физическая теория: ее цель и строение / пер. с фр. Г.А. Котляра. СПб: Образование, 1910. 326 с
  7. Касавин И. Т. Социальная эпистемология. Фундаментальные и прикладные исследования. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2013. 336 с.
  8. Кун Т. Структура научных революций / пер. с англ. И.З. Налетова; сост. В.Ю. Кузнецов. М; Наука, 1977. 605 с.
  9. Маркова Л. А. Поворот в исследованиях социального характера научного знания // Вопросы философии. 2016. № 4. C. 182–193.
  10. Маркова Л. А. Другая наука, в результате – новая научная политика // Вопросы философии. 2017. № 12. С. 102–113.
  11. Маркова Л. А. Материализация мысли в языке и рисунке // Вопросы философии. 2019. № 4. С. 34–44.
  12. Duhem P. Etudes sur Leonard de Vin­ci. Paris: F. De Nobele. 1955. 482 p.
  13. Fuller S. Human­i­ty 2.0. What It Means To Be Human. Past. Present and Future. Lon­don: Pal­grave Macmil­lan, 2012. 265 p.
  14. Frode­man R. Anti-Fuller // Social Epis­te­mol­o­gy Review and Reply Col­lec­tive 4. 2015. No. 4. P. 38–43.
  15. Deleuze G., Guat­tari F. Quest-ce que la Philoso­phie? Paris: Édi­tions de Minu­it, 1991. 208 p.

Комментарии запрещены.